Детский шумовой оркестр музыка
Мастер-класс «Детский шумовой оркестр быстро, весело, легко»
Мастер-класс «Детский шумовой оркестр быстро, весело, легко»
Слайд 1
Добрый день уважаемые коллеги, меня зовут Ирина Дмитриевна Корнюшенко, я учитель музыки средней школы №1 с.Дивное.
Прошу вашего дружеского участия и понимания.
Я мастер-класс сегодня покажу,
Много интересного, поверьте, расскажу.
Дети любят эти упражнения,
Увлекут они и вас, вне всякого сомнения.
Слайд 2.
Сегодня я хочу рассказать вам о таком виде деятельности, как коллективная игра на детских музыкальных инструментах, а точнее, игра на шумовых инструментах. Коллективная игра подразумевает музыкально — исполнительскую деятельность в оркестре. А значит, наш оркестр сегодня будет шумовым. Поверьте – шумовой оркестр – это быстро, легко и весело.
Слайд 3.
«Каждый узнаёт лишь то, что сам пробует сделать» — это одна из основных идей, лежащих в основе системы музыкального воспитания К. Орфа. Так же он считал, что «неважно кем в дальнейшем станет ребенок — задача педагога воспитывать в нем творческое мышление и творческое начало. Маленький человек инстинктивно хочет творить, и надо ему помочь». Карл Орф рaзрaботaл множество упражнений, песенок и пьес, которые можно изменять, варьировать, прибавлять или придумывать вместе с детьми.
Слайд 4.
Игра на шумовых инструментах наиболее доступна детям и является самым любимым видом детского творчества.
Слайд 5.
Уроки, основанные на коллективном музицировании детей, позволяют им с первого же занятия одновременно учиться и творить, познавать и импровизировать, выполнять задание и творчески самовыражаться.
Слайд 6.
Некоторые шумовые музыкальные инструменты можно сделать своими руками. Именно они вызывают особый интерес к музыке и желание музицировать не только у детей, но и у их родителей. Вот то, что всегда может оказаться под рукой : жестяные и пластиковые банки с сухим рисом, гречкой, ложки, крышки от кастрюль. Шумовые инструменты, сделанные своими руками, развивают изобретательность, способствуют обогащению музыкального слуха детей, особенно его темброво-ритмического рисунка. Но мы с вами не будем сегодня изготавливать шумовые инструменты, возьмём готовые.
Слайд 7.
У вас на столах лежат листы, стаканчики, воздушные шары. Рассмотрите, пожалуйста, внимательно и попробуйте ответить, каким способом можно извлечь звук?
Слайд 8.
Пусть звучат сегодня в зале музыка и смех
Наш оркестр «БУМАЖНЫЙ», конечно, лучше всех!
Листочки наши шуршат, скрипят, стучат-
«Шутки» Селиванова Вас точно удивят!
(игра на шумовых инструментах)
Слайд 9.
Практикой доказано, что дети, которые были замкнуты, благодаря игре на самодельных шумовых инструментах раскрепощаются и раскрываются с разных сторон, становятся боле е коммуникабельными, могут выступать перед большим количеством людей — быстро, легко и весело!
«Шумовой оркестр как одно из средств развития музыкально-ритмических способностей в младшем хоре»
автор: Сусоева Ирина Александровна
преподаватель МАУ ДО «ДШИ»
«Шумовой оркестр как одно из средств развития музыкально-ритмических способностей в младшем хоре»
Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования
«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
городской округ город Радужный
Методическая разработка
«Шумовой оркестр как одно из средств развития музыкально-ритмических способностей в младшем хоре»
Подготовила
Сусоева И.А.,
преподаватель структурного подразделения
«Хоровое пение»
г.Радужный
2019г.
«Шумовой оркестр – это игра, где есть место фантазии, возможны различные варианты оркестровки, замены и обмены ролями, а не исполнение раз и навсегда одной-единственной выученной версии.
Главные принципы системы – деятельность и творчество помогают превратить занятие в увлекательную музыкально – эстетическую игру» (Карл Орф).
Развитие музыкальных способностей детей младшего школьного возраста успешно реализуется во всех видах музыкальной деятельности, одним из которых является игра на детских музыкальных инструментах. Выдающиеся музыканты-просветители Б. Асафьев, Б. Яворский, композитор и педагог К. Орф подчеркивали значение детского оркестра как основы развития музыкальности детей. Исполнительство на детских музыкальных инструментах – важный вид детской деятельности в процессе музыкально-эстетического воспитания наряду с пением, восприятием музыки.
Инструменты шумового оркестра
Шумовой оркестр – одна из самых доступных и в тоже время развивающих форм музицирования, которая позволяет довольно быстро приобщить детей к музыке в качестве слушателей и исполнителей. В состав детского шумового оркестра входят разнообразные музыкальные инструменты, а также инструменты с резким тембром звука (свистки), которые создают определенный ритмический и тембровый колорит.
Внешняя привлекательность и необычность инструмента – главное, что определяет интерес к нему и желание взять его в руки. Детей привлекают не только звучание и вид инструментов, но и то, что они могут сами, без чьей-либо помощи извлекать из них звуки. Техническая лёгкость игры на шумовых инструментах, их способность тотчас же откликаться на любое прикосновение располагают и побуждают детей к игре. Шумовые инструменты несложно изготовить самим. И это открывает новые возможности для их изготовления в домашних условиях вместе с родителями. Таким образом, шумовые музыкальные инструменты позволяют приобщить всех без исключения детей, независимо от способностей, к участию в музицировании и желании «общаться» с музыкой, подобрать каждому ребёнку инструмент по его интересам и возможностям, петь и играть в ансамбле, получая от этого эмоциональное удовольствие.
В шумовом оркестре применяются различные музыкальные инструменты и игрушки. Одни из них созданы на основе народных (трещотка, бубен, барабан, деревянные ложки), другие — по типу инструментов симфонического оркестра (арфа, ксилофон, металлофон). Среди детских музыкальных инструментов и игрушек есть все основные группы: ударные, духовые, струнные, клавишные, клавишно-язычковые.
Ударные инструменты и игрушки (как и инструменты, по типу которых они созданы) разделяются на имеющие звукоряд и не имеющие его. К первой группе относятся металлофон и ксилофон.
Выразительные возможности ударных инструментов, не имеющих звукоряда, очень велики. Это большая группа инструментов. Одни из них обладают «cтyчащим» тембром: деревянные ложки, трещотка, кастаньеты, палочки; другие (металлические или имеющие металлические части) — «звенящим» тембром: треугольник, румба, тарелки, колокольчик, бубенцы; третьи (по типу погремушек) имеют «шуршащий» тембр: маракасы, погремушка, коробочка. Барабан и бубен обладают более гулким, резонирующим звучанием.
Чувство ритма – одно из важнейших компонентов музыкального восприятия, связанного с жизнью. Игра на ударных музыкальных инструментах, не имеющих звукоряда, помогает выработать чувство ритма, расширяет тембровые представления детей. Мелодические музыкальные инструменты развивают все три музыкальные способности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма.
Обучение игре на детских музыкальных инструментах способствует не только обогащению музыкальных впечатлений, но и развитию музыкальности как целостной системы. Дети, являются деятелями, а не сторонними наблюдателями или слушателями. Одна из задач – развить элементарные вокально-хоровые навыки и навыки игры на музыкальных инструментах. Дети младшего школьного возраста очень любят петь и подыгрывать себе на инструментах. А здесь широкое поле для творчества: выдумки и сочетания тембров разных инструментов, импровизации и подыгрывания пению
Ритмические упражнения для детей легче, чем певческие и звуковысотные – многие дети плохо поют, а некоторые дети и вовсе не могут петь (больны связки голоса, нет координации слуха и голоса и другие причины). Такие дети настроены к урокам хорового пения отрицательно, поэтому ритмические упражнения для таких детей крайне необходимы как путь к музицированию, как возможность проявить себя и найти свое место, если не исполнителем в хоре, так в сопровождении хора игрой на шумовых инструментах . Привлекая словесно-ритмические игры, произнесение коротких стишков в ритме (прибауток, потешек, загадок) одновременно с игрой на шумовых инструментах, помогает развивать у обучающихся чувство поэтического ритма, который отражается в музыке песен.
Игра на детских шумовых инструментах стимулирует более быстрое развитие музыкальных способностей: у обучающихся улучшается качество пения (чище интонируют), качество музыкально-ритмических движений (четче воспроизводят ритм); благодаря развитию мелкой моторики, у детей лучше формируется речь, развивается координация. Песни, которые исполняют обучающиеся аккомпанируя себе на шумовых инструментах, должны быть непременно красивыми и интересными – дети должны желать их исполнять.
Игра на детских шумовых инструментах доставляет ребёнку радость музыкального творчества, расширяет сферу музыкальной деятельности; развивает познавательную, волевую сферы ребёнка, такие личностные качества, как общительность, самостоятельность, дисциплинированность, выдержку, настойчивость, целеустремлённость, усидчивость, умение сконцентрировать внимание; повышает ответственность за правильное исполнение своей партии, помогает преодолеть неуверенность, робость; формирует умение действовать в коллективе, сплачивает детский коллектив.
В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются творческие и музыкальные способности.
Обучаясь хоровому пению и игре на детских музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков и их отношений, осознаннее различают красоту звучания хоровых произведений в сопровождении различных шумовых инструментов. Это прекрасное средство не только индивидуального развития, но и развития мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми. Дети, играя на инструментах, удовлетворяют свои индивидуальные запросы, интересы, и привыкают действовать в коллективе согласованно.
Обучение игре в шумовом оркестре
С самого начала надо учить детей играть на инструментах правильно, в первую очередь точно воспроизводить ритм. Вначале разучиваются ритмические прибаутки, различные попевки и несложные песенки, построенные на одном звуке-так детям легче сосредоточить своё внимание на точном выполнении приёмов игры. Их дети легко усваивают и могут играть самостоятельно, а в дальнейшем и петь.
Работа по обучению игре в шумовом оркестре должна быть организована
так, чтобы она удовлетворяла четырём важным условиям:
- быть лёгкой для детей
- быть интересной для них
- быть систематической формой обучения
- быть групповой формой обучения
При помощи шумовых инструментов ребёнок может выполнять различные игровые задания, которые условно можно разделить на несколько групп:
- Игра под фортепиано или фонограмму, подбор ритмического аккомпанемента к детским песенкам.
- Импровизация звуковых картин на заданную тему.
- Звуковая иллюстрация стихов, попевок и песен.
- Музыкальные сказки-шумелки.
В исполнении детского хора и оркестра детских шумовых и ударных инструментов могут звучать различные по характеру и жанру песни. Лучше звучат те из них, в которых подчеркивается ритм, имеются акценты, паузы, изобразительные элементы: цоканье копыт, барабанная дробь, стук дождя, шум ветра и др.
Музыкальный репертуар для исполнения произведений хором с шумовыми музыкальными инструментами должен отличаться художественным качеством и доступностью. Он составляется из произведений (или из отрывков) классиков, современных композиторов и народной музыки, самых разнообразных по тематике и жанрам.
Различные по тембру детские музыкальные инструменты заинтересовывают детей способами звукоизвлечения и характером звучания, поэтому, при комплектовании оркестра, необходимо придерживаться соотношения всех групп инструментов.
Таким образом, пение и игра на музыкальных шумовых инструментах в младшем хоре дают позитивные результаты всем без исключения детям, независимо от того, насколько быстро ребёнок продвигается в своём музыкальном развитии. Прежде всего, занятия приносят удовлетворение в эмоциональном плане.
Игра в оркестре обогащает музыкальное восприятие детей, развивает музыкальный слух как систему в единстве тембрового, динамического, мелодического и гармонического компонентов, формирует чувство лада, ритма, ансамбля; расширяет сферу музыкальной деятельности обучающихся; раскрывает удивительный мир музыки.
Бесспорна и воспитательная функция хорового пения и шумового оркестра, поскольку коллективное музицирование является также одной из форм общения.
В ребенке важно развивать все лучшее, что заложено в нем от природы: учитывая склонности к определенным видам музыкальной деятельности, на основе различных природных задатков формировать специальные музыкальные способности, способствовать общему развитию.
1.Бублей С. Детский оркестр. — Л., Музыка, 1985;
2.Ветлугина Н.А. Детский оркестр. — М., Музыка, 1976;
3.Каплунова И.М., Новоскольцева И.А «Этот удивительный ритм». Композитор — Санкт-Петербург, 2005, серия «Ладушки»;
4.Тютюнникова Т.Э., Весёлая шарманка – шумовой оркестр для детей. – Москва, 2007;
5.Зарецкая Н.В. «Музыкальные сказки для детей». – М., Айрис-пресс 2004;
6.Тютюнникова Т.Э., Шумовой оркестр снаружи и изнутри — Музыкальная палитра. №6, 2006;
7.Тютюнникова, Т.Э. Нескучные уроки. — М., 2009;
8.Радынова О.П. Музыкальные шедевры. Сказка в музыке. Музыкальные инструменты. — М., ТЦ Сфера, 2009;
9.Орф К. «Шульверк. Музыка для детей»;
10.Бырченко Т. «С песенкой по лесенке». — М., Советский композитор, 1983;
11.Поплянова Е. «А мы на уроке». — М., Новая школа, 1994;
12.Вихарева Г.Ф. «Споем, попляшем, поиграем». — М., 2010.
Шумовой оркестр как средство развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста
Федеральный государственный Стандарт дошкольного образования
направлен на решение многих задач. Одна из них – воспитание
высоконравственного, инициативного, авторитетного гражданина России,
способного к творческой инновационной деятельности.
Современный мир непрерывно меняется, а с ним меняются и наши дети. Сегодня уже не вызывает сомнений тот факт, что современные дети сильно отличаются не только от тех, кого описывали в своих сочинениях Я. А. Коменский и В. А. Сухомлинский, но и от своих сверстников последних десятилетий. Это не удивительно,ведь принципиально изменилась жизнь, воспитательные модели в семье, педагогические требования в детском саду.
Содержимое разработки
« Шумовой оркестр как средство развития
музыкальных способностей детей старшего
Федеральный государственный Стандарт дошкольного образования
направлен на решение многих задач. Одна из них – воспитание
высоконравственного, инициативного, авторитетного гражданина России,
способного к творческой инновационной деятельности.
Современный мир непрерывно меняется, а с ним меняются и наши дети. Сегодня уже не вызывает сомнений тот факт, что современные дети сильно отличаются не только от тех, кого описывали в своих сочинениях Я. А. Коменский и В. А. Сухомлинский, но и от своих сверстников последних десятилетий. Это не удивительно ,ведь принципиально изменилась жизнь, воспитательные модели в семье, педагогические требования в детском саду.
Проблема построения модели образовательного процесса на основе многовековых традиций русского народа , его богатейшего культурного наследия , в частности , народной инструментальной музыки , является в настоящее время особенно актуальной .
В последнее время сложилась такая ситуация , что музыкальное искусство под влиянием активного вторжения рыночных механизмов встало на путь упрощения.
Ребёнок начинает принимать за музыку произведения новомодных , но не долговечных на сцене исполнителей , чьё « искусство» ограничивается незамысловатыми мелодиями , банальными , избитыми ритмами . Ребёнка уже в раннем детстве программируют на одностороннее , упрощённое стандартизированное миросозерцание , легко управляемое средствами массовой информации. Между тем доступность музыки не обуславливает её высокую художественную ценность и может тормозить развитие музыкальных способностей у детей. Эти ситуации можно избежать ,если первоначальное музыкальное воспитание детей будет осуществляться с опорой на традиции народной музыки и исполнительства на детских шумовых музыкальных инструментах.
О роли детских музыкальных инструментов в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста неоднократно говорилось в работах известных педагогов-музыкантов: Асафьева Б.В., Яворского Б.Л., Ветлугиной Н.А., Ремизовской Е. Р., Тютюнниковой Т. Э. и др. Одной из интересных форм творческой работы с инструментами стала система детского музыкального воспитания Карла Орфа, которая нашла своё применение в музыкальной педагогической работе с дошкольниками Т.Э.Тютюнниковой.
Шумовой оркестр – одна из самых доступных и в то же время развивающих форм музицирования в детском саду. Музыка всегда ( наряду с движениями , речью и игрушками) являлась необходимым условием общего развития детей. Занятия в шумовом оркестре позволяют приобщать детей к интересной , яркой музыке в качестве слушателей и исполнителей.
Игра на детских шумовых инструментах доставляет ребёнку радость музыкального творчества , эмоционально – эстетическое удовлетворение , развивает мелодический , ритмический и тембровый слух , музыкальную память , познавательную , волевую сферы ребёнка.
Музыкальные способности являются одним из компонентов общей структуры личности. Развитие их способствует развитию личности ребёнка в целом. Музыка познаётся ребёнком как источник положительных эмоций , который расширяет его жизненный опыт , стимулирует к активной деятельности.
Использование игры на детских элементарных музыкальных инструментах плодотворно влияет на музыкальное развитие детей дошкольного возраста. Несмотря на положительные теоретические и практические предпосылки, создание оркестров детских музыкальных инструментов до сих пор остается трудной задачей. Такое положение объясняется отсутствием системного подхода в организации оркестров детских музыкальных инструментов, необходимого репертуара, инструментов, недостаточной готовности педагогов к работе в данной области;
Несоответствие материально – технической базы с теми требованиями, которые предъявляются руководителю оркестра .
Формирование уважительного отношения к национальной культуре;
Активизация познавательной деятельности детей;
Развитие творческих способностей;
Повышение исполнительского уровня игры на музыкальных инструментах.
Внешняя привлекательность и необычность инструмента – главное, что определяет интерес к нему и желание взять его в руки. Детей привлекают не только звучание и вид инструментов, но и то, что они могут сами, без чьей-либо помощи извлекать из них звуки.
Лёгкость самостоятельных действий с шумовыми инструментами, возможность манипуляций являются основными факторами педагогического успеха в работе с ними. В своей работе на музыкальных занятиях я использую игру на музыкальных шумовых инструментах, на которых с удовольствием играют дети.
Развитие у детей дошкольного возраста воображения , фантазии , коммуникативных навыков , природных способностей , метроритмического чувства , мелкой моторики рук , формирование элементарных навыков подыгрывания на ударно – шумовых музыкальных инструментах.
В процессе игры на детских шумовых инструментах решаются следующие
Знакомство с разновидностями детских элементарных музыкальных инструментов , овладение приёмами игры на них.
Формирование представлений о выразительной сущности элементов музыкальной речи и средств музыкальной выразительности, освоение нотной грамоты.
Пробуждение интереса к творческому музицированию и инструментальной деятельности.
Занятия в шумовом оркестре рассчитаны на один год обучения для детей 6- 7 лет и проводятся один раз в неделю со всеми детьми подготовительной группы.
Преимущества игры на детских музыкальных инструментах:
способствует становлению и развитию таких волевых качеств , как выдержка , настойчивость , целеустремлённость , усидчивость , развивается память и умение сконцентрировать внимание. Развивается мускулатура и мелкая моторика пальцев рук. Игра на шумовых музыкальных инструментах развивает фантазию, творческие способности , музыкальный
вкус, учит понимать и любить музыку.
Обучаясь игре на музыкальных инструментах, дети открывают для себя удивительный мир музыкальных звуков. У детей улучшается качество пения , музыкально – ритмических движений , дети чётче воспроизводят ритм. Когда ребёнок слышит и сопоставляет звучание разных музыкальных инструментов, развивается его мышление, аналитические способности. В процессе игры на детских музыкальных инструментах формируется личность будущего музыканта и слушателя.
В работе с детским шумовым оркестром используются следующие
формы музыкальных занятий :
индивидуальная ( на начальном этапе обучения игры на музыкальном
групповая ( при игре на однородных инструментах)
коллективная ( при уверенной игре своих партий каждым участником оркестра)
Коллективная форма – самая сложная , но она даёт положительные результаты, если звучание чередуется с разъяснениями педагога.
Методы обучения детей на шумовых инструментах:
словесный ( рассказ , объяснение)
наглядный ( показ приёмов игры педагогом или ребёнком)
стимулирующий ( выступление перед детьми или взрослыми)
практический ( повторение и закрепление приёмов на различных музыкальных инструментах)
Принципы работы с шумовым оркестром.
Работа по обучению игре в шумовом оркестре должна быть организована
так, чтобы она удовлетворяла четырём важным условиям:
быть лёгкой для детей
быть интересной для них
быть систематической формой обучения
быть групповой формой обучения
Обучение игре на детских шумовых инструментах.
Основная форма музыкальной деятельности в детском саду предусматривает не только слушание музыкальных произведений , доступных для восприятия детей , обучение пению , движениям в играх и плясках , но и обучение игре на детских шумовых инструментах. Почему же в музыкальной деятельности музыкальный руководитель уделяет большое внимание игре на шумовых инструментах?
Да потому что это:
расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольников
способствует развитию музыкальной памяти , внимания
помогает преодолению излишней застенчивости , скованности
расширяет воспитание ребёнка
В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя:
— развиваются и совершенствуются музыкальные способности.
Обучаясь игре на детских шумовых инструментах, ребёнок открывает для себя мир звуков , у них улучшается качество пения ( они чище интонируют), качество музыкально – ритмических движений ( дети чётче воспроизводят ритм ) .
Многим игра на шумовых инструментах помогает передавать свои чувства ,
внутренний мир , обогащает музыкальные впечатления. Именно поэтому итогом обучения игре на шумовых инструментах является создание детского оркестра в детском саду. Руководствуясь примерной основной программой дошкольного образования « От рождения до школы» , начиная со второй младшей группы , следует несколько минут уделять знакомству детей с шумовыми инструментами , обучению игре на них , развитию музыкально – сенсорных способностей. Таким видом музыкальной деятельности должны заниматься не от случая к случаю, а системно.
Как известно, в дошкольных учреждениях используются следующие виды
шумовые ( сюда входят и ударные инструменты )
В состав детского шумового оркестра входят разнообразные музыкальные инструменты. Это позволяет приобщить к музицированию всех без исключения детей , подобрать каждому ребёнку инструмент по его интересам и возможностям. Дети с удовольствием играют на металлофонах и ксилофонах , ложках , различного рода трещётках , маракасах. При этом нужно соблюдать требования , предъявляемые к инструментам.
иметь определённый тембр
быть доступными детям по своему размеру и весу
Во всех возрастных группах в различных формах происходит общение с шумовыми музыкальными инструментами . Если самые младшие пользуются в основном музыкальными игрушками , то дошкольники знакомятся с более разнообразными инструментами и постепенно приобретают навык игры на них ( колокольчики , барабан , погремушки , металлофон).
Дети , играя на инструментах , удовлетворяют свои индивидуальные запросы ,интересы , и привыкают действовать в коллективе согласованно. Чтобы организовать оркестр и уметь слаженно играть в нём , необходимо сначала научиться играть на музыкальных инструментах. В настоящее время существует два типа инструментов:
инструменты симфонического оркестра , возникшие на основе народных
В обоих случаях есть несколько групп:
Работа по ознакомлению с инструментами и последующему обучению на них
проводится последовательно и организованно, применяются разнообразные методы и приёмы: показ иллюстраций, игрушек , использование
музыкально – дидактических игр. В каждой группе должна быть создана
предметно – развивающая среда, в которой находятся различные шумовые музыкальные инструменты , соответствующие возрасту детей. Систематическое применение в музыкальной деятельности музыкальных игрушек и инструментов вызывает у детей интерес к ним ,расширяет их музыкальные впечатления , способствует творческой активности.
Чтобы ребёнок сосредоточился именно на одном инструменте, знакомство
ним нужно вводить постепенно. Нужно, чтобы ребёнок мог внимательно
рассмотреть его, привыкнуть к обращению с ним , извлечению соответствующего звука , а также познакомиться с тембром звука , который
характерен данному инструменту.
Музыкальный репертуар для детских шумовых музыкальных инструментов
должен отличаться художественным качеством и доступностью. Он составляется из произведений ( или из отрывков ) классиков, современных композиторов и народной музыки самых разнообразных по тематике и жанрам.
Репертуар можно условно разделить :
на маленькие пьески для первоначальных упражнений
попевки, песенки для индивидуальной работы
пьесы для коллективного исполнения.
Дети открывают для себя мир музыкальных звуков, различают красоту звучания различных инструментов , совершенствуются в выразительности
исполнения. Они с удовольствием слушают рассказы музыкального руководителя о происхождении того или иного инструмента, способах игры на нём. Затем в свободной самостоятельной деятельности воплощают свои умения и навыки. При помощи шумовых инструментов ребёнок может выполнять различные игровые задания, которые условно можно разделить на несколько групп :
Игра под фонограмму, подбор ритмического аккомпанемента к детским песенкам
Импровизация звуковых картин на заданную тему
Звуковая иллюстрация стихов
Таким образом, занятия в оркестре дают позитивные результаты всем без исключения детям, независимо от того , насколько быстро ребёнок продвигается в своём музыкальном развитии. Прежде всего, занятия приносят удовлетворение в эмоциональном плане . Эмоциональная сфера ребёнка обогащается постоянным общением с классической музыкой .Детям очень нравится исполнять те же самые произведения , которые они слушают на занятиях в аудиозаписи в исполнении симфонического оркестра. Они искренне радуются каждому удачно исполненному произведению. Большое удовольствие доставляют им публичные выступления перед другими
детьми детского сада, перед родителями на праздниках и развлечениях ,
на открытых занятиях перед гостями, на выездных конкурсах и концертах.
Бесспорна и воспитательная функция оркестра, поскольку коллективное музицирование является также одной из форм общения . У детей появляется
ответственность за правильное исполнение своей партии, собранность , сосредоточенность . Оркестр объединяет детей , воспитывает волю .
Только развивая эмоции, интересы , вкусы ребёнка можно приобщить его
к музыкальной культуре , заложить его основы.
Боровик Т. “Звуки, ритмы и слова” — Минск, 1991г.
Зимина А.Н. “Мы играем, сочиняем!” — Москва, ЮВЕНТА, 2002г.
Кононова Н.Г. “Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах” — Москва, Просвещение, 1990г.
Симукова В. “А вы ноктюрн сыграть смогли бы?” — “Музыкальный руководитель” №3, 2005г.
Трубникова М. “Играем в оркестре по слуху” — Москва, 2000г.
Тютюнникова Т. “Уроки музыки. Система Карла Орфа” — Москва, АСТ, 2000г.
Тютюнникова Т. “Шумовой оркестр снаружи и изнутри” — “Музыкальная палитра” №6,2006г.
Детский шумовой оркестр
Лично я включаю шумовой оркестр в программу любого детского праздника, так как забава проходит всегда ярко, громко и эмоционально. Иногда можно исполнить и 3 произведения, ведь всегда хочется поменяться инструментами.
У любого ведущего детских праздников в сундучке (кстати, вот все мои идеи для сундучка аниматора) обязательно должен быть звеняще-гремящий набор, который выручит даже в том случае, если разница в возрасте детей, присутствующих на празднике, составляет 10 лет :-).
Я условно поделила все инструменты на «платные» и «бесплатные». Сейчас перечислю все идеи, в самом конце подберу и музыкальные фрагменты, под которые приятно шуметь и греметь.
Детский оркестр «Я его слепила из того что было»
Начнем с бесплатных инструментов.
- Шуршащие пакеты. Иногда пакеты изготавливают из такого материала, который просто сводит с ума при каждом движении и сгибе (если у кого-то в классе или автобусе такой есть, все соседи обращают внимание). Вот такой нам и нужен! Можно просто комкать в такт, уже весело.
- Крышки от кастрюль. Ну, тут все очевидно: берем за ручки, разводим руки и… Громко получается. Только лучше использовать не эмалированную посуду, так как она быстро теряет вид, да и кусочки отлетевшей эмали могут навредить ребенку.
- Картонные стаканчики и трубочки для коктейля. В большой стакан (400-500 мл) наливаем немного воды, вставляем трубочку. Ребенку нужно просто булькать, пуская струю воздуха в трубочку.
- Стиральная доска. Честно говоря, не представляю, где ее можно взять современному человеку, но у аниматоров со стажем она, как правило, есть :-). Резкие движения вверх-вниз обеспечат незабываемое звучание детскому шумовому оркестру.
- Алюминиевая банка от напитков и монетки. Банку лучше взять с безалкогольным прошлым, как вы понимаете. Бросаем туда горстку монет, трясем в руке под музыку, придерживая банку отверстием вверх.
- Большая ложка и маленькая кастрюлька или металлический ковшик. Музыкант берет ложку за самый кончик ручки и раскачивает ее внутри кастрюльки так, чтобы получался звук колокола.
- Надутый шарик и булавочка. Это инструмент для самых отважных. Лопнуть нужно в самый, по мнению исполнителя этой партии, кульминационный момент, когда резкий хлопок будет украшением музыкального произведения.
Детский шумовой «профессиональный» оркестр
Инструменты можно купить очень красивые. Особенно это актуально для детского сада и лагеря. Да и любому организатору детских праздников такой набор не помешает.
Музыка для детского оркестра
Именно такое название подборок композиций есть на многих музыкальных сайтах с треками для скачивания. Для каждого нового мероприятия подбираем тематические мелодии.
Я больше всего люблю «Марш Радецкого» (Штраус отец). Дело в том, что хлопать в ладоши под это произведение позволено даже на больших приемах и венском балу. Почему бы детям не погреметь и не пошуршать под великую музыку. Еще мне нравится, что там четко слышны динамические оттенки, резкие переходы от форте к пиано. Здорово! Посмотрите, кстати, насколько артистичен дирижер, можно подражать :-).
Что еще? Отлично звучит любая полька — хоть народная финская, хоть классическая Рахманинова.
Песни из мультиков тоже подходят, но, на мой взгляд, оркестр должен звучать солидно, пусть даже шуточный, детский и шумовой.
а я вместо стиральной доски использую коробочку из под какао Несквик. У неё край рифлёный. Здорово получается. Только бумагу убираю.
Спасибо! Очень много интересного!
Спасибо большое за советы .Давно не находила столь полезный сайт
Рада, если что-то пригодится из моей коллекции!
В качестве барабана можно использовать консервную банку от какой-нибудь кукурузы — можно натянуть сверху целлофан и закрепить резинкой.
Еще можно дергать за денежную резинку (закрепить ее на дощечке или, на худой конец, за пуговицу) и, меняя длину, изменять звучание. Хотя этот инструмент будет тонуть в оркестре…
детские погремушки, рыболовные бубенчики…
Ваш сайт — находка! Огромнейшее спасибо!
Спасибо большое! Сразу почувствовалось Новогоднее настроение! Успехов.
Расчудесные аналоги маракасов получаются из пластиковых яиц — внутрь крупа, любая и трясем. Можно дуть в горлышки бутылок, заполненных водой до разных уровней — тогда и звуки получаются разной высоты. Хлопать перевернутым пластиковым стаканом по столу тоже громко получается:) Колокольчики и бубенцы, прикупленные в магазине «охотник-рыболов», вообще звучат прелестно. А про расческу с бумагой забыли? тонкую бумагу прижимаем к плоской расческе и, прислонясь губами к бумаге, дудим.
Класс! Спасибо огромное! Действительно, забыла… От всех коллег выражаю благодарность!
Мировое развлечение. Наши девочки вчера продублировали дома всю шумовую часть детского утренника.
Я то же уверена, что детям такое отличное развлечение понравится, классная идея. Буду пробовать.
это не так дорого и сколько радости вызовет у детишек! каждый ребёнок мечтает стать музыкантом