Infest-event.ru

Инфест Эвент
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Мероприятия на экологическую тему в детском саду

Мероприятия на экологическую тему в детском саду

Управление образования и молодежной политики администрации города Рязани

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 106″

Информация о плане мероприятий в рамках Года экологии,

организуемых в МБДОУ «Детский сад №106» в 2017 году.

Мероприятия

Дата проведения

Ответственные

1. Работа с педагогами

Оформление выставки методической литературы и пособий по экологическому воспитанию дошкольников

Заместитель заведующего по ВМР Галахова С.К.

Консультации для педагогов «Организация работы по экологическому воспитанию детей в ДОУ»

Воспитатели старших групп

Участие в фестивале экологических проектов «Человек природе друг – пусть узнают все вокруг!»

Все педагогические работники ДОУ

Участие в III региональном форуме дошкольных работников, посвященного Году экологии по теме «Экологические игры и пособия»

Заместитель заведующего по ВМР Галахова С.К. и творческая группа педагогов

Оформление в группах уголков по экспериментированию и уголков природы

Все педагогические работники ДОУ

Конкурс «Лучший огород на окне»

Воспитатели всех возрастных групп

Конкурс «Весёлая клумба»

Все педагогические работники ДОУ

Выставка дидактических игр по экологическому воспитанию

Воспитатели всех возрастных групп

Выращивание рассады цветочных-декоративных культур

Воспитатели всех возрастных групп

Создание и оформление стенда «2017 – год экологии»

Учителя-логопеды и музыкальные руководители

Подведение итогов года экологии. Экологический марафон достижений.

Воспитатели всех возрастных групп

Месячник по благоустройству территории

Все педагогические работники ДОУ

2. Работа с детьми

Оформление альбомов «Животные родного края», «Деревья родного края», «Птицы родного края»,«Цветы – улыбка природы», «Лекарственные растения»

Воспитатели всех возрастных групп

Проведение тематических занятий и музыкальных развлечений:

  • «Удивительная вода», «Превращение воды»,
  • «Как животные готовятся к зиме?»
  • «Что за гости на окошке?»
  • «Наш дом – природа!»
  • «По страницам Красной книги»
  • «День Земли»
  • И др.

Все педагогические работники ДОУ

Изготовление дидактических игр по экологии

Воспитатели всех возрастных групп

Игры-путешествия «По лесным тропинкам», «Грибной разговор», «Путешествие в зелёную аптеку», «Зелёная служба Айболита»

Воспитатели старших и подготовительных групп

Участие в городской акции «Столовая для пернатых»

Воспитатели всех возрастных групп

Муз. руководители, воспитатели, инструктор по физ. воспитанию

Экологическая викторина «Мы друзья природы»

Воспитатели подготовительных к школе групп

Праздник «Люблю берёзку русскую»

Тематическое занятие «Знакомьтесь, Красная книга»

Воспитатели всех возрастных групп

Квест-Игра «Экологическое путешествие»

Воспитатели всех возрастных групп

3. Работа с родителями

Оформление фотостенда «Человек природе друг – пусть узнают все вокруг!»

Муз. руководители, учителя-логопеды, инструктор по физ. воспитанию

Участие в конкурсе поделок из овощей «Чудеса на грядке»

Воспитатели всех возрастных групп

Консультации для родителей «Учите чувствовать природу», «Маршруты выходного дня»

Воспитатели всех возрастных групп

Конкурс экологических плакатов «Давайте будем беречь планету!»

Воспитатели всех возрастных групп

Организация выставки художественной литературы по экологическому воспитанию для семейного чтения

Природоохранная акция «Посади дерево и сохрани его»

Воспитатели всех возрастных групп

4. Информационное обеспечение

Создание на сайте интернет-страницы «2017 — Год Экологии»

Заместитель заведующего по ВМР Галахова С.К., муз.рук. Григорян А.В.

Оформление фотостенда «Экспериментальная деятельность и уголок природы в детском саду»

Воспитатели всех возрастных групп

Оформление информационно – справочных материалов (буклетов, папок – ширм, передвижек) по экологическому воспитанию дошкольников

Внеклассное мероприятие по экологии «Веселые игры на серьезные темы»

Разделы: Экология

Вступление (слово учителя):

Есть просто храм, есть храм науки.
А есть ещё природы храм –
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй её святынь.
(С. Смирнов)

«По сей день большинство людей не осознаёт, до какой степени мы разрушили мир, в котором обитаем. Мы ведём себя словно малолетние дети, оставленные без присмотра в бесподобном, изумительном саду, и медленно, но верно, превращаем его в бесплодную пустыню с помощью ядов, пил, серпов и огнестрельного оружия. Вполне возможно, что за последние недели с лица земли исчезла ещё одна рептилия, ещё одно растение. Я надеюсь, что это не так, но я точно знаю, что чьи-то дни уже сочтены». Эти горькие слова, к которым нельзя не прислушаться, написаны английским натуралистом Д. Дарреллом.

К несчастью до сих пор живёт в людях понятие: человек – царь природы, завоеватель, покоритель. Взять у природы как можно больше – вот главная задача. А зачем? Нужно ли воевать с природой, покорять её.

Не все люди, которые осваивают те или иные природные ресурсы, умеют правильно экологически мыслить. Нередко сиюминутная выгода в глазах хозяйственников заслоняет не такие уж далёкие последствия.

От нас с вами зависит то, какой будет наша планета через пятьдесят или триста лет. Станет ли она знойной пустыней, оденется ли в бетонную рубашку, или же человек научится жить с природой в полном согласии, осторожно пользуясь благами, которые она даёт, но в то же время и чутко реагируя на её нужды.

Итак, каждый из нас может любить, беречь, ценить природу. Но невозможна любовь без знания. Именно с этой целью мы проводим нашу встречу. В ходе сегодняшней весёлой игры на серьёзные темы мы вспомним основные экологические понятия, закрепим полученные на уроках экологические знания. А потом вы смело можете делать для себя открытия, общаясь с природой, подкреплять знания в конкретных естественных условиях.

1. «Экологический бумеранг»

Учитель: называет примеры влияния человека на природу.

  • В городском парке осенью сжигают опавшие листья…
  • Массовая вырубка тропических лесов…
  • В окрестностях города создали полигон для захоронения радиоактивных отходов…
  • На крупном животноводческом комплексе осуществляется бесподстилочный способ содержания животных…
  • Загрязнение воды стоками животноводческих ферм и скотооткормочных комплексов…
  • Использование в севообороте занятого пара…

Команды: выявляют экологические последствия указанных действий.

2. «Экомячик» (конкурс капитанов): передают друг другу мяч:

«Ты катись наш экомячик,
Долго-долго по рукам,
У кого остался мячик,
Тот сейчас расскажет нам…».

Тот, у кого остался мячик, отвечает на вопросы.

1. В городе (крупном промышленном центре) удалили все зелёные насаждения. К чему это может привести?

2. Потерпело аварию судно, которое везло нефть. Она вылилась в море, растеклась по его поверхности, покрыла берега. Какие экологические последствия может повлечь за собой эта авария?

3. Гнус (мелкие комары и мошки) в некоторых районах сильно досаждают человеку. Что произойдёт с природной средой, если полностью уничтожить этих насекомых с помощью ядохимикатов?

4. Долгое время у нас в стране поощрялась охота на волков, и за каждого убитого зверя выдавали премию. Затем охоту полностью запретили. В настоящее время в ряде районов этот запрет вновь снят и часть волков разрешено отстреливать. Как Вы думаете, чем можно объяснить такую «непоследовательность» в распоряжениях природоохранительных органов?

5. В водоём (не большой по размерам) с окружающих его полей с дождями и талым снегом смываются удобрения, ядохимикаты. Сделайте экологический прогноз возможных последствий этого явления.

6. В Чёрном море за последние 15 лет в 31 раз возросла интенсивность «цветения воды». Каковы причины этого явления? Почему в местах сильного «цветения» наблюдается массовая гибель рыбы?

3. «Слушай, не зевай»

а. Прослушав стихотворение, найти описание всех цепей питания.

«Свирепый волк с кормящею волчат
Волчицею – гроза невинных стад;
Орёл, стремясь из-под небес стрелою,
Грозит голубке смертью злою;
Голубка ж, как овца, должна,
Кормясь, губить ростки и семена.
Охотнице-сове, средь ночи тёмной,
Не жаль певца любви и неги томной,
А соловей съедает светляка,
Не посмотрев на прелесть огонька.
Светляк же, ночи светоч оживлённый,
Вползая вверх, цветок съедает сонный».
Э. Дарвин

б. Прослушав стихотворение, определить тип взаимоотношений между организмами.

«Злой овод в теле лошади, быка,
Оленя поселяет червяка;
Червь роется, грызёт под тёмной кожей
И, выросши, на свет выходит божий.
Наездник окрылённый, чтоб запас
Питательный потомству предоставить,
Спешит, вонзая жало много раз,
Им гусениц побольше пробуравить;
Найдя в приёмной матери приют,
Личинки плоть её живую жрут».
Э. Дарвин

в. Прослушав стихотворение, определить, о чём в нём идёт речь.

«Для книги, иногда, объём
Других всех признаков важнее.
У этой книги – каждый том,
Чем будет тоньше, тем ценнее.
Я б этой книге пожелал
Быть в толщину одной страницы.
Тогда бы с радостью узнал,
Что вместо зверя, рыбы, птицы
Исчез в природе лишь «зверюга»
По кличке «браконьер-хапуга».
В. Антохин

4. «Исправь ошибки»

Прочитав текст, найти ошибки, допущенные детьми на прогулке и обосновать свои ответы.

Целую неделю только и было разговоров, что о будущей поездке в лес. В последний момент заболела учительница Анна Васильевна. Но дети всё же решили сами поехать на прогулку. Дорога была знакома, взяли компас, не забыли и про магнитофон. А вот что было дальше, мы узнаем из рассказа одного из учеников.

«Весёлой музыкой мы оповестили лес – прибыли! Дни стояли жаркие, сухие, но в лесу жара не так ощущалась. Знакомая дорога привела нас к берёзовой роще. По дороге нам часто попадались грибы – белые, подберёзовики, подосиновики. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто и вырывал. Все грибы, которые мы не знали, мы сбивали палками.

Привал. Быстро наломали веток и разожгли костёр. Заварили в котелке чай, перекусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи Саша выбрасывал банки и полиэтиленовые мешки, сказав: «Микробы всё равно их разрушат». Угли костра подмигивали нам на прощанье.

В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержав в руках тёплые голубоватые яйца, положили их на место в гнездо. Солнце всё выше поднималось над горизонтом. Становилось всё жарче. На лесной опушке мы нашли маленького ёжика. Решив, что мать его бросила, взяли его с собой – в школе пригодится.

В лесу мы встретили много муравейников. Саша решил показать нам, как добывают муравьиную кислоту. Он настругал палочек и начал протыкать ими муравейник. Через несколько минут мы уже с удовольствием обсасывали муравьиные палочки.

Постепенно начали набегать тучи, стало темнее, засверкали молнии, загремел гром. Пошёл довольно сильный дождь. Но нам было уже не страшно – мы успели добежать до одиноко стоящего дерева и спрятаться под ним.

Оживлённые мы шли к станции, перепрыгивая лужи, с охапками полевых цветов. А через час поезд уже подъезжал к городу».

Рассмотрев рисунок-схему, найти источники экологического загрязнения природной среды. (Приложение 1).

6. «Есть проблема»

Из предложенных вариантов выбрать одно правильное решение экологической ситуации или несколько, дополняющих друг друга. (Приложение 2).

7. «Экологический светофор»

Экологический светофор установлен для того, чтобы охранять природу и помогать детям соблюдению правил разумных взаимоотношений с природой.

  • Чёрный цвет – стой! Твои действия приносят вред окружающей среде.
  • Красный цвет – будь осторожен! Постарайся не нанести вреда природе своими действиями! Соблюдай меру и правила!
  • Синий цвет – ты настоящий друг и защитник природы! Твои действия полезны для неё! Продолжай помогать природе!

Показать кружки чёрного, красного, синего цвета, в зависимости от того решения, которое принимается.

  1. Ребята наблюдают за муравьями. (с)
  2. Дети оставили костёр в лесу. (ч)
  3. Ребята огородили муравейник. (с)
  4. Мальчики взяли в лес весной собаку. (ч)
  5. Девочки не стали рвать ландыши в лесу. (с)
  6. Ребята срезают грибы ножиком. (к)
  7. Ученики очищают парк от мусора. (с)
  8. Ребята увидели гнездо в траве. (к)
  9. Ребята бросают мусор на дорогу. (ч)
  10. Дети сильно шумят в лесу. (ч)
  11. Мальчик гуляет с собакой по газонам. (ч)
  12. Девочка рвёт цветы на клумбе. (ч)
  13. Ребята ходят в парке только по тропинкам. (с)
  14. Мальчик полез в кусты за мячом. (к)
  15. Ребята поймали снегиря и посадили в клетку. (ч)
  16. Дети вешают кормушку. (с)
  17. Дети ловят в пруду головастиков. (ч)
  18. Мальчики рассматривают жука. (к)
  19. Дети развешивают скворечники в парке. (с)
  20. Подростки моют мотоцикл в реке. (ч)
  21. Ученики высаживают возле школы деревья. (с)
  22. Дети заготавливают в лесу берёзовый сок. (ч)
  23. Мальчик вырезал перочинным ножом свои инициалы на дереве. (ч)
  24. Во время прогулки мальчик выбросил ненужную бумажку, найденную у себя в кармане, на землю. (ч)
  25. Подростки бросают в бездомную собаку камнями. (ч)
  26. Старшеклассники выступили перед учениками младших классов с сообщениями на экологическую тему. (с)
  27. Ученица принесла в школу на урок гербарий из редких и исчезающих растений, занесённых в Красную книгу своего края. (ч)
  28. Юный корреспондент написал статью в местную газету на экологическую тему. (с)
  29. Дети на прогулке по лесу убивали насекомых ради смеха. (ч)
  30. Девочки собирали цветы в лесу, которых много и которые не охраняются законом. (к)
  31. Рыбаки пользуются для ловли рыбы сетями и электроудочками. (ч)
  32. Девочка полощет бельё в реке. (ч)
  33. Дети собирали в лесу чернику с помощью комбайна. (ч)
  34. Дети вылечили найденную в лесу птицу. (с)
  35. Ученики украсили свой класс комнатными растениями. (с)
  36. В походе ребята разорили птичье гнездо. (ч)
  37. На берегу реки ребята устроили соревнование, кто дальше кинет камень в воду. (к)
  38. Дети приехали на озеро и громко включили музыку. (к)
  39. Ребята решили искупаться в незнакомом месте. (к)
  40. Мальчик хочет помыть грязное ведро в ручейке. (к, ч)

8. «Экологическое лото»

Сопоставить биологические термины с их определениями. (Приложение 3)

«Человек совершил огромную ошибку, когда возомнил, что может отделить себя от природы и не считаться с её законами. Разрыв между человеком и окружающей его естественной средой существует очень давно. Старый договор, связывающий первобытного человека с его местообитанием, был расторгнут одной из сторон – человеком, как только он почувствовал себя достаточно сильным, чтобы признавать впредь лишь законы, созданные им самим. Эту позицию нужно полностью пересмотреть и подписать новый договор с природой, дающий человеку возможность жить с ней в полном согласии», – предлагает Ж. Дорст.

«Берегите Землю!
Берегите жаворонка в голубом зените,
Бабочку на стебле повилики,
На тропинке солнечные блики,
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите Землю, берегите!

Берегите чудо песен, городов и весей,
Мрак глубин и волю поднебесий,
Откровение Земли и неба –
Сладость жизни, молока и хлеба.
Берегите молодые всходы
На зелёном празднике природы,
Небо в звёздах, океан и сушу
И в бессмертье верящую душу, —
Всех судеб связующие нити.
Берегите Землю, берегите!»
М. Дудин

«Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя!»
Е. Евтушенко

Несколько добрых советов:

  • Учись понимать природу, стань её другом и защитником.
  • Радуйся красоте природы, не вреди ей своим отношением.
  • На лоне природы веди себя тихо и незаметно: смотри, слушай и не шуми.
  • Пользуйся любым случаем для того, чтобы сделать для природы что-либо полезное.
  • Будь другом всех живых существ, не мучай и не убивай животных.
  • Охраняй чистоту вод, заботься о родниках и колодцах.
  • Следи за чистотой природной среды и не оставляй после себя следов пребывания в ней.
  • Помогай тем, кто заботится о природе, защищай её от вредителей и неосознанных туристов.
  1. Куришкина Л.А. Экологический букварь. – Смоленск: СОИИУ, 1994.
  2. Козлова Т.А., Мягкова А.Н., Сонин Н.И. Экология России. Дидактические материалы. – М.: АО МДС, 1996.

План мероприятий в МБДОУ детский сад № 93, посвященных акции «Дни защиты от экологической опасности» в рамках Года охраны окружающей среды

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №93»

Тел. 51-02-16 mkl-mdou93@yandex.ru Адрес:г. Махачкала пос. Ленинкент ул. Виноградная11

мероприятий в МБДОУ детский сад № 93, посвященных акции «Дни защиты от экологической опасности» в рамках Года охраны окружающей среды

мероприятий в МБДОУ детский сад № 93, посвященных акции «Дни защиты от экологической опасности» в рамках Года охраны окружающей среды

Оформление наглядной агитации, папок-передвижек, ширм по охране окружающей среды

Все возрастные группы

Изготовление буклетов об экологических опасностях, памяток: «Правила поведения в лесу», «Мусор земле не к лицу», «Чтобы не было опасно искупнуться!» и др.

Все возрастные группы

Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм в рамках темы «Охрана окружающей среды»

Старшая и подготовительная группы

Пополнение дидактического материала (иллюстрации, стихи, рассказы, аудио — и видеозаписи) по охране окружающей среды

Все возрастные группы

Цикл занятий по охране окружающей среды «Мы природу бережем!»

Старшая, средняя и подготовительная группы

Сюжетно-ролевые, театрализованные, дидактические игры

Старшая, средняя и подготовительная группы

Экологический праздник «Наши соседи – птицы»

Все возрастные группы

Выставка-конкурс детского творчества:

· «Наши пернатые друзья»

Все возрастные группы

«Мы друзья природы!»

Старшая, средняя и подготовительная группы

Презентация для детей «Красная книга»

Старшая, средняя и подготовительная группы

Беседы с детьми «Знакомимся с Красной книгой»

Старшая, средняя и подготовительная группы

Беседы с детьми «Растения нашего края».

Старшая, средняя и подготовительная группы

Выставка детского творчества «Цветочный город» (рисунки, аппликация, лепка)

Все возрастные группы

Развлечение «Зеленые сказки»

Все возрастные группы

· «Природа и я – верные друзья»

Старшая, средняя и подготовительная группы

Всемирный день защиты и охраны окружающей среды. Беседы с детьми на тему – «Мусор и люди».

Все возрастные группы

Праздник «Скорая экологическая помощь»

Старшая, средняя и подготовительная группы

Взаимодействие с семьей

Анкетирование родителей «Экологическое воспитание ребенка в семье»

Все возрастные группы

Индивидуальные консультации по результатам анкетирования

Все возрастные группы

«Подарим книжке вторую жизнь – спасем одно дерево»

в рамках «Книжкиной недели» (22.04. по 30.04.)

Все возрастные группы

Воспитатели, зав. ДОУ

Консультации с родителями:

· «Наш чистый город»

· «Научите детей любить природу»

Все возрастные группы

Участие в субботнике «Каждую соринку – в корзинку».

Все возрастные группы

«Детский сад № 93» _____________

Всероссийский год экологии 2017:

Указом Президента Российской Федерации 2017 год объявлен годом экологии, а потому на федеральном и муниципальных уровнях разработана система мероприятий, посвященных заботе о природе и окружающем мире. Правительственный курс направлен не только на проблемы экологии,

Почему курс на экологию так важен для России?

Ученые и власти давно обеспокоены экологической ситуацией в стране, которая ухудшается с каждым годом. Российская Федерация является одним из самых загрязненных в мире государств, в то время как кризис, постигший страну, негативно сказывается на возможности предприятий покупать новое более экологичное и безопасное для окружающей среды оборудование.

Аварийные ситуации на производстве перестали быть редкостью, атмосфера наполнена концентрацией вредных газов, в контексте этого крупные города и вовсе находятся в опаснейшем положении. Производственные выбросы провоцируют заскисление атмосферы, которое, в свою очередь, становится причиной загрязнения воды и почвы, негативно отражаясь на сельском хозяйстве. Стремительная вырубка лесов, проблема утилизации бытовых отходов (РФ перерабатывает всего 3% отходов, тогда как европейские соседи утилизируют до 60% отходов) актуализируют проведение года экологии 2017 и плана мероприятий в ДОУ.

Федеральный план призван привлечь к мероприятиям, посвященным году экологии, как можно больше людей. Экологическая безопасность России поставлена на наивысший контроль. Указом Президента ответственным за проведение мероприятий был назначен Сергей Иванов, который представил примерный план действий:

Усиление контроля над лесом, повышение налогов на экспорт необработанного леса – работа по предотвращению вырубки лесов;

Очищение водоемов, замена очистительных сооружений в озерах и реках;

Предотвращение загрязнения и очистка воздуха (использование экологически чистого топлива, установка новых фильтров в промышленных зонах).

Всего запланировано около 170 мероприятий на год экологии, каждое из которых призвано не только решить экологические проблемы страны, но и изменить отношение Россиян к этой ситуации. Среди озвученных мероприятий есть конкурсы, фестивали, выставки, слеты лесничеств и прочие.

Год экологии 2017: план мероприятий в ДОУ

Дошкольные образовательные учреждения в мероприятиях, посвященных году экологии принимают непосредственное участие. Воспитателям важно донести до детей проблему защиты окружающей среды, борьбы за природу. Несмотря на то, что большинство всероссийских мероприятий рассчитаны на школьников, студентов, работников заповедных зон и экологов, дошкольники должны знать о движении страны, ориентированном на защиту природы. В этом контексте большая ответственность ложится на заведующих, воспитателей, музыкальных работников дошкольных образовательных учреждений, которые должны вписать в план мероприятий в ДОУ программу года экологии 2017. В детском саду могут быть проведены экскурсии в заповедники, леса, конкурсы творческих работ, стихотворений, рисунков,

. Министерство Природы России и автономные некоммерческие организации планируют несколько всероссийских совещаний и слетов. В марте 2017 года пройдет «Слет друзей заповедных островков», на котором дети смогут представить свои идеи по защите охраняемых природных участков. По программе на протяжении года будет проходить конкурс творческих работ школьников, посвященных заповедным зонам России. В этой же сфере будут соревноваться не только дети, но и работники охранных парков, экологи, которые будут бороться за звание «Лучший по профессии».

На федеральном уровне была поддержана инициатива проведения различных волонтерских акций по охране природы. «100 добрых дел для заповедной России» – крупнейшее событие, запланированное на 2017 год и призванное подтолкнуть рост числа волонтерских проектов, популяризовать природоохранное движение. Соперничать с ним по значимости может только восхождение на Эльбрус, приуроченное к юбилею российских заповедников. Весной 2017 года запланирован «Марш Парков» и Байкальский марафон.

Внеклассное мероприятие по экологии «Веселые игры на серьезные темы»

Разделы: Экология

Вступление (слово учителя):

Есть просто храм, есть храм науки.
А есть ещё природы храм –
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй её святынь.
(С. Смирнов)

«По сей день большинство людей не осознаёт, до какой степени мы разрушили мир, в котором обитаем. Мы ведём себя словно малолетние дети, оставленные без присмотра в бесподобном, изумительном саду, и медленно, но верно, превращаем его в бесплодную пустыню с помощью ядов, пил, серпов и огнестрельного оружия. Вполне возможно, что за последние недели с лица земли исчезла ещё одна рептилия, ещё одно растение. Я надеюсь, что это не так, но я точно знаю, что чьи-то дни уже сочтены». Эти горькие слова, к которым нельзя не прислушаться, написаны английским натуралистом Д. Дарреллом.

К несчастью до сих пор живёт в людях понятие: человек – царь природы, завоеватель, покоритель. Взять у природы как можно больше – вот главная задача. А зачем? Нужно ли воевать с природой, покорять её.

Не все люди, которые осваивают те или иные природные ресурсы, умеют правильно экологически мыслить. Нередко сиюминутная выгода в глазах хозяйственников заслоняет не такие уж далёкие последствия.

От нас с вами зависит то, какой будет наша планета через пятьдесят или триста лет. Станет ли она знойной пустыней, оденется ли в бетонную рубашку, или же человек научится жить с природой в полном согласии, осторожно пользуясь благами, которые она даёт, но в то же время и чутко реагируя на её нужды.

Итак, каждый из нас может любить, беречь, ценить природу. Но невозможна любовь без знания. Именно с этой целью мы проводим нашу встречу. В ходе сегодняшней весёлой игры на серьёзные темы мы вспомним основные экологические понятия, закрепим полученные на уроках экологические знания. А потом вы смело можете делать для себя открытия, общаясь с природой, подкреплять знания в конкретных естественных условиях.

1. «Экологический бумеранг»

Учитель: называет примеры влияния человека на природу.

  • В городском парке осенью сжигают опавшие листья…
  • Массовая вырубка тропических лесов…
  • В окрестностях города создали полигон для захоронения радиоактивных отходов…
  • На крупном животноводческом комплексе осуществляется бесподстилочный способ содержания животных…
  • Загрязнение воды стоками животноводческих ферм и скотооткормочных комплексов…
  • Использование в севообороте занятого пара…

Команды: выявляют экологические последствия указанных действий.

2. «Экомячик» (конкурс капитанов): передают друг другу мяч:

«Ты катись наш экомячик,
Долго-долго по рукам,
У кого остался мячик,
Тот сейчас расскажет нам…».

Тот, у кого остался мячик, отвечает на вопросы.

1. В городе (крупном промышленном центре) удалили все зелёные насаждения. К чему это может привести?

2. Потерпело аварию судно, которое везло нефть. Она вылилась в море, растеклась по его поверхности, покрыла берега. Какие экологические последствия может повлечь за собой эта авария?

3. Гнус (мелкие комары и мошки) в некоторых районах сильно досаждают человеку. Что произойдёт с природной средой, если полностью уничтожить этих насекомых с помощью ядохимикатов?

4. Долгое время у нас в стране поощрялась охота на волков, и за каждого убитого зверя выдавали премию. Затем охоту полностью запретили. В настоящее время в ряде районов этот запрет вновь снят и часть волков разрешено отстреливать. Как Вы думаете, чем можно объяснить такую «непоследовательность» в распоряжениях природоохранительных органов?

5. В водоём (не большой по размерам) с окружающих его полей с дождями и талым снегом смываются удобрения, ядохимикаты. Сделайте экологический прогноз возможных последствий этого явления.

6. В Чёрном море за последние 15 лет в 31 раз возросла интенсивность «цветения воды». Каковы причины этого явления? Почему в местах сильного «цветения» наблюдается массовая гибель рыбы?

3. «Слушай, не зевай»

а. Прослушав стихотворение, найти описание всех цепей питания.

«Свирепый волк с кормящею волчат
Волчицею – гроза невинных стад;
Орёл, стремясь из-под небес стрелою,
Грозит голубке смертью злою;
Голубка ж, как овца, должна,
Кормясь, губить ростки и семена.
Охотнице-сове, средь ночи тёмной,
Не жаль певца любви и неги томной,
А соловей съедает светляка,
Не посмотрев на прелесть огонька.
Светляк же, ночи светоч оживлённый,
Вползая вверх, цветок съедает сонный».
Э. Дарвин

б. Прослушав стихотворение, определить тип взаимоотношений между организмами.

«Злой овод в теле лошади, быка,
Оленя поселяет червяка;
Червь роется, грызёт под тёмной кожей
И, выросши, на свет выходит божий.
Наездник окрылённый, чтоб запас
Питательный потомству предоставить,
Спешит, вонзая жало много раз,
Им гусениц побольше пробуравить;
Найдя в приёмной матери приют,
Личинки плоть её живую жрут».
Э. Дарвин

в. Прослушав стихотворение, определить, о чём в нём идёт речь.

«Для книги, иногда, объём
Других всех признаков важнее.
У этой книги – каждый том,
Чем будет тоньше, тем ценнее.
Я б этой книге пожелал
Быть в толщину одной страницы.
Тогда бы с радостью узнал,
Что вместо зверя, рыбы, птицы
Исчез в природе лишь «зверюга»
По кличке «браконьер-хапуга».
В. Антохин

4. «Исправь ошибки»

Прочитав текст, найти ошибки, допущенные детьми на прогулке и обосновать свои ответы.

Целую неделю только и было разговоров, что о будущей поездке в лес. В последний момент заболела учительница Анна Васильевна. Но дети всё же решили сами поехать на прогулку. Дорога была знакома, взяли компас, не забыли и про магнитофон. А вот что было дальше, мы узнаем из рассказа одного из учеников.

«Весёлой музыкой мы оповестили лес – прибыли! Дни стояли жаркие, сухие, но в лесу жара не так ощущалась. Знакомая дорога привела нас к берёзовой роще. По дороге нам часто попадались грибы – белые, подберёзовики, подосиновики. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто и вырывал. Все грибы, которые мы не знали, мы сбивали палками.

Привал. Быстро наломали веток и разожгли костёр. Заварили в котелке чай, перекусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи Саша выбрасывал банки и полиэтиленовые мешки, сказав: «Микробы всё равно их разрушат». Угли костра подмигивали нам на прощанье.

В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержав в руках тёплые голубоватые яйца, положили их на место в гнездо. Солнце всё выше поднималось над горизонтом. Становилось всё жарче. На лесной опушке мы нашли маленького ёжика. Решив, что мать его бросила, взяли его с собой – в школе пригодится.

В лесу мы встретили много муравейников. Саша решил показать нам, как добывают муравьиную кислоту. Он настругал палочек и начал протыкать ими муравейник. Через несколько минут мы уже с удовольствием обсасывали муравьиные палочки.

Постепенно начали набегать тучи, стало темнее, засверкали молнии, загремел гром. Пошёл довольно сильный дождь. Но нам было уже не страшно – мы успели добежать до одиноко стоящего дерева и спрятаться под ним.

Оживлённые мы шли к станции, перепрыгивая лужи, с охапками полевых цветов. А через час поезд уже подъезжал к городу».

Рассмотрев рисунок-схему, найти источники экологического загрязнения природной среды. (Приложение 1).

6. «Есть проблема»

Из предложенных вариантов выбрать одно правильное решение экологической ситуации или несколько, дополняющих друг друга. (Приложение 2).

7. «Экологический светофор»

Экологический светофор установлен для того, чтобы охранять природу и помогать детям соблюдению правил разумных взаимоотношений с природой.

  • Чёрный цвет – стой! Твои действия приносят вред окружающей среде.
  • Красный цвет – будь осторожен! Постарайся не нанести вреда природе своими действиями! Соблюдай меру и правила!
  • Синий цвет – ты настоящий друг и защитник природы! Твои действия полезны для неё! Продолжай помогать природе!

Показать кружки чёрного, красного, синего цвета, в зависимости от того решения, которое принимается.

  1. Ребята наблюдают за муравьями. (с)
  2. Дети оставили костёр в лесу. (ч)
  3. Ребята огородили муравейник. (с)
  4. Мальчики взяли в лес весной собаку. (ч)
  5. Девочки не стали рвать ландыши в лесу. (с)
  6. Ребята срезают грибы ножиком. (к)
  7. Ученики очищают парк от мусора. (с)
  8. Ребята увидели гнездо в траве. (к)
  9. Ребята бросают мусор на дорогу. (ч)
  10. Дети сильно шумят в лесу. (ч)
  11. Мальчик гуляет с собакой по газонам. (ч)
  12. Девочка рвёт цветы на клумбе. (ч)
  13. Ребята ходят в парке только по тропинкам. (с)
  14. Мальчик полез в кусты за мячом. (к)
  15. Ребята поймали снегиря и посадили в клетку. (ч)
  16. Дети вешают кормушку. (с)
  17. Дети ловят в пруду головастиков. (ч)
  18. Мальчики рассматривают жука. (к)
  19. Дети развешивают скворечники в парке. (с)
  20. Подростки моют мотоцикл в реке. (ч)
  21. Ученики высаживают возле школы деревья. (с)
  22. Дети заготавливают в лесу берёзовый сок. (ч)
  23. Мальчик вырезал перочинным ножом свои инициалы на дереве. (ч)
  24. Во время прогулки мальчик выбросил ненужную бумажку, найденную у себя в кармане, на землю. (ч)
  25. Подростки бросают в бездомную собаку камнями. (ч)
  26. Старшеклассники выступили перед учениками младших классов с сообщениями на экологическую тему. (с)
  27. Ученица принесла в школу на урок гербарий из редких и исчезающих растений, занесённых в Красную книгу своего края. (ч)
  28. Юный корреспондент написал статью в местную газету на экологическую тему. (с)
  29. Дети на прогулке по лесу убивали насекомых ради смеха. (ч)
  30. Девочки собирали цветы в лесу, которых много и которые не охраняются законом. (к)
  31. Рыбаки пользуются для ловли рыбы сетями и электроудочками. (ч)
  32. Девочка полощет бельё в реке. (ч)
  33. Дети собирали в лесу чернику с помощью комбайна. (ч)
  34. Дети вылечили найденную в лесу птицу. (с)
  35. Ученики украсили свой класс комнатными растениями. (с)
  36. В походе ребята разорили птичье гнездо. (ч)
  37. На берегу реки ребята устроили соревнование, кто дальше кинет камень в воду. (к)
  38. Дети приехали на озеро и громко включили музыку. (к)
  39. Ребята решили искупаться в незнакомом месте. (к)
  40. Мальчик хочет помыть грязное ведро в ручейке. (к, ч)

8. «Экологическое лото»

Сопоставить биологические термины с их определениями. (Приложение 3)

«Человек совершил огромную ошибку, когда возомнил, что может отделить себя от природы и не считаться с её законами. Разрыв между человеком и окружающей его естественной средой существует очень давно. Старый договор, связывающий первобытного человека с его местообитанием, был расторгнут одной из сторон – человеком, как только он почувствовал себя достаточно сильным, чтобы признавать впредь лишь законы, созданные им самим. Эту позицию нужно полностью пересмотреть и подписать новый договор с природой, дающий человеку возможность жить с ней в полном согласии», – предлагает Ж. Дорст.

«Берегите Землю!
Берегите жаворонка в голубом зените,
Бабочку на стебле повилики,
На тропинке солнечные блики,
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите Землю, берегите!

Берегите чудо песен, городов и весей,
Мрак глубин и волю поднебесий,
Откровение Земли и неба –
Сладость жизни, молока и хлеба.
Берегите молодые всходы
На зелёном празднике природы,
Небо в звёздах, океан и сушу
И в бессмертье верящую душу, —
Всех судеб связующие нити.
Берегите Землю, берегите!»
М. Дудин

«Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя!»
Е. Евтушенко

Несколько добрых советов:

  • Учись понимать природу, стань её другом и защитником.
  • Радуйся красоте природы, не вреди ей своим отношением.
  • На лоне природы веди себя тихо и незаметно: смотри, слушай и не шуми.
  • Пользуйся любым случаем для того, чтобы сделать для природы что-либо полезное.
  • Будь другом всех живых существ, не мучай и не убивай животных.
  • Охраняй чистоту вод, заботься о родниках и колодцах.
  • Следи за чистотой природной среды и не оставляй после себя следов пребывания в ней.
  • Помогай тем, кто заботится о природе, защищай её от вредителей и неосознанных туристов.
  1. Куришкина Л.А. Экологический букварь. – Смоленск: СОИИУ, 1994.
  2. Козлова Т.А., Мягкова А.Н., Сонин Н.И. Экология России. Дидактические материалы. – М.: АО МДС, 1996.
Читать еще:  Детское платье с юбкой из фатина
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector