Infest-event.ru

Инфест Эвент
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Музыкальные инструменты для детского оркестра

Детский шумовой оркестр

Лично я включаю шумовой оркестр в программу любого детского праздника, так как забава проходит всегда ярко, громко и эмоционально. Иногда можно исполнить и 3 произведения, ведь всегда хочется поменяться инструментами.

У любого ведущего детских праздников в сундучке (кстати, вот все мои идеи для сундучка аниматора) обязательно должен быть звеняще-гремящий набор, который выручит даже в том случае, если разница в возрасте детей, присутствующих на празднике, составляет 10 лет :-).

Я условно поделила все инструменты на «платные» и «бесплатные». Сейчас перечислю все идеи, в самом конце подберу и музыкальные фрагменты, под которые приятно шуметь и греметь.

Детский оркестр «Я его слепила из того что было»

Начнем с бесплатных инструментов.

  • Шуршащие пакеты. Иногда пакеты изготавливают из такого материала, который просто сводит с ума при каждом движении и сгибе (если у кого-то в классе или автобусе такой есть, все соседи обращают внимание). Вот такой нам и нужен! Можно просто комкать в такт, уже весело.
  • Крышки от кастрюль. Ну, тут все очевидно: берем за ручки, разводим руки и… Громко получается. Только лучше использовать не эмалированную посуду, так как она быстро теряет вид, да и кусочки отлетевшей эмали могут навредить ребенку.
  • Картонные стаканчики и трубочки для коктейля. В большой стакан (400-500 мл) наливаем немного воды, вставляем трубочку. Ребенку нужно просто булькать, пуская струю воздуха в трубочку.
  • Стиральная доска. Честно говоря, не представляю, где ее можно взять современному человеку, но у аниматоров со стажем она, как правило, есть :-). Резкие движения вверх-вниз обеспечат незабываемое звучание детскому шумовому оркестру.
  • Алюминиевая банка от напитков и монетки. Банку лучше взять с безалкогольным прошлым, как вы понимаете. Бросаем туда горстку монет, трясем в руке под музыку, придерживая банку отверстием вверх.
  • Большая ложка и маленькая кастрюлька или металлический ковшик. Музыкант берет ложку за самый кончик ручки и раскачивает ее внутри кастрюльки так, чтобы получался звук колокола.
  • Надутый шарик и булавочка. Это инструмент для самых отважных. Лопнуть нужно в самый, по мнению исполнителя этой партии, кульминационный момент, когда резкий хлопок будет украшением музыкального произведения.

Детский шумовой «профессиональный» оркестр

Инструменты можно купить очень красивые. Особенно это актуально для детского сада и лагеря. Да и любому организатору детских праздников такой набор не помешает.

Музыка для детского оркестра

Именно такое название подборок композиций есть на многих музыкальных сайтах с треками для скачивания. Для каждого нового мероприятия подбираем тематические мелодии.

Я больше всего люблю «Марш Радецкого» (Штраус отец). Дело в том, что хлопать в ладоши под это произведение позволено даже на больших приемах и венском балу. Почему бы детям не погреметь и не пошуршать под великую музыку. Еще мне нравится, что там четко слышны динамические оттенки, резкие переходы от форте к пиано. Здорово! Посмотрите, кстати, насколько артистичен дирижер, можно подражать :-).

Что еще? Отлично звучит любая полька — хоть народная финская, хоть классическая Рахманинова.
Песни из мультиков тоже подходят, но, на мой взгляд, оркестр должен звучать солидно, пусть даже шуточный, детский и шумовой.

а я вместо стиральной доски использую коробочку из под какао Несквик. У неё край рифлёный. Здорово получается. Только бумагу убираю.

Спасибо! Очень много интересного!

Спасибо большое за советы .Давно не находила столь полезный сайт

Рада, если что-то пригодится из моей коллекции!

В качестве барабана можно использовать консервную банку от какой-нибудь кукурузы — можно натянуть сверху целлофан и закрепить резинкой.

Еще можно дергать за денежную резинку (закрепить ее на дощечке или, на худой конец, за пуговицу) и, меняя длину, изменять звучание. Хотя этот инструмент будет тонуть в оркестре…

детские погремушки, рыболовные бубенчики…

Ваш сайт — находка! Огромнейшее спасибо!

Спасибо большое! Сразу почувствовалось Новогоднее настроение! Успехов.

Расчудесные аналоги маракасов получаются из пластиковых яиц — внутрь крупа, любая и трясем. Можно дуть в горлышки бутылок, заполненных водой до разных уровней — тогда и звуки получаются разной высоты. Хлопать перевернутым пластиковым стаканом по столу тоже громко получается:) Колокольчики и бубенцы, прикупленные в магазине «охотник-рыболов», вообще звучат прелестно. А про расческу с бумагой забыли? тонкую бумагу прижимаем к плоской расческе и, прислонясь губами к бумаге, дудим.

Класс! Спасибо огромное! Действительно, забыла… От всех коллег выражаю благодарность!

Мировое развлечение. Наши девочки вчера продублировали дома всю шумовую часть детского утренника.

Я то же уверена, что детям такое отличное развлечение понравится, классная идея. Буду пробовать.

это не так дорого и сколько радости вызовет у детишек! каждый ребёнок мечтает стать музыкантом 🙂

Оркестр. Инструменты симфонического оркестра

Разделы: Музыка

Оркестр – многочисленный коллектив музыкальных инструментов, исполняющий произведения, специально предназначенные для данного состава.

В зависимости от состава оркестры имеют различные, выразительные, тембровые и динамические возможности и носят разные наименования:

  • симфонический оркестр (большой и малый),
  • камерный, оркестр народных инструментов,
  • духовой,
  • эстрадный,
  • джазовый.

В современном симфоническом оркестре инструменты делятся на следующие группы:

I. Струнно-смычковые: скрипки, альты, виолончели, контрабасы.
II. Духовые деревянные: флейты, гобои, кларнеты, фаготы.
III. Медно-духовые: валторны, трубы, тромбоны, тубы.
IV. Ударные:

а) шумовые: кастаньеты, трещотки, маракасы, бич, тамтам, барабаны (большой и малый). Их партии записываются на одной нотной линейке “нитке”.
б) с определённой высотой звучания: литавры, тарелки, треугольник, колокольчик, ксилофон, виброфон, челеста.

V. Клавишные: фортепиано, орган, клавесин, клавикорд.
VI. Добавочная группа: арфа.

Полное звучание оркестра называется “tutti” – (“все”).

Дирижёр – (от французского – “управлять, руководить”) осуществляет руководство коллективом музыкантов – исполнителей, ему принадлежит художественная трактовка произведения.

На пульте перед дирижёром лежит – партитура (полная нотная запись всех партий оркестровых инструментов).

Партии инструментов каждой группы записываются одна под другой, начиная с самого высокого звучания инструментов и заканчивая самым низким.

Переложение оркестровой музыки для исполнителя на фортепиано называется клавиром.

Характеристика групп симфонического оркестра

Это инструменты, сходные по виду и окраске звука (тембру). Кроме того, звук у них извлекается смычком. Отсюда и название. Самый виртуозный и выразительный инструмент этой группы – скрипка. По звучанию она напоминает голос певца. Она отличается нежным, поющим тембром. Скрипке обычно поручают главную мелодию произведения. В оркестре есть I и II скрипки. Они играют разные партии.
Альт по виду напоминает скрипку, но по размеру он не много больше и имеет более приглушённый, матовый звук/
Виолончель можно назвать “большой скрипкой”. Этот инструмент не на плече, как скрипку или альт, а опирают на подставку, касающуюся пола. Звук виолончели низкий, но вместе с тем мягкий, бархатный, благородный.
Самый большой инструмент этой группы – контрабас. Играют на нём сидя, потому что он выше роста человека. Этот инструмент в качестве солирующего применяется редко. Звук его самый низкий, гудящий в этой группе.
Струнно-смычковая группа в оркестре является ведущей в оркестре. Она обладает огромными тембровыми и техническими возможностями.

II. Деревянные духовые

Для изготовления деревянных инструментов используется дерево. Духовыми они называются потому, что звук у них получается путём вдувания воздуха в инструмент.
Флейта (с итальянского означает – “ветер, дуновение”). Звук флейты – прозрачный, звонкий, холодный.
Певучим, насыщенным, тёплым, но несколько гнусавым звуком обладает гобой.
Разнообразным тембром обладает кларнет. Это качество позволяет ему исполнять драматические, лирические, скерцозные картины
Басовую партию исполняет фагот – инструмент с густым чуть хрипловатым, тембром.
Самый низкий фагот имеет название контрафагот.
Группа духовых деревянных инструментов широко применяется для зарисовки картин природы, лирических эпизодов.

III. Медные духовые

Для изготовления медно-духовых инструментов используются медные металлы (медь, латунь и др.).
Мощно и торжественно, блестяще и ярко в оркестре звучит вся группа медно-духовых инструментов.
Звонким “голосом” обладает труба. Громкий звук трубы слышен даже тогда, когда играет весь оркестр. Часто труба имеет солирующую партию.
Валторна (“лесной рог”) может звучать в пасторальной музыке.
В момент наивысшего напряжения в музыкальном произведении, особенно драматического характера, наряду с трубами, играют тромбоны.
Самый низкий медно-духовой инструмент в оркестре – туба. Она часто звучит в сочетании с другими инструментами.

Читать еще:  Мероприятия на экологическую тему в детском саду

Задача ударных инструментов – усилить звучность оркестра, сделать её более красочной, показать выразительность и разнообразие ритма.

IV. Ударные инструменты

Это большая, пёстрая и разнохарактерная группа, которую объединяет общий способ извлечения звука – удар. То есть по своей природе они не являются мелодическими. Их главное назначение – подчёркивать ритм, усиливать общую звучность оркестра и дополнять, украшать её различными эффектами. Постоянным участником оркестра являются только литавры. Начиная с XIX века ударная группа стала быстро пополнятся. Большой и малый барабаны, тарелки и треугольники, а затем и бубен, тамтам, колокольчики и колокола, ксилофон и челеста, виброфон. Но эти инструменты употреблялись лишь эпизодически.

V. Клавишные инструменты

Характерным признаком ряда инструментов является наличие белых и чёрных клавиш, которые называются в совокупности клавиатурой или у органа – мануалом.
Основные клавишные инструменты: орган (родственники – портатив, позитив), клавикорд (родственные – спинет в Италии и вёрджинел в Англии), клавесин, фортепиано (разновидности – рояль и пианино).
По источнику звука клавишные инструменты делятся на две группы. К первой группе относятся инструменты со струнами, ко второму принадлежат инструменты органного типа. Вместо струн они имеют трубы разнообразной формы.
Фортепиано – это инструмент, в котором с помощью молоточков извлекались как громкие (форте), так и тихие (пиано) звуки. Отсюда и название инструмента.
Тембр клавесина – серебристый, звук – негромкий, одинаковой силы.
Орган – самый большой музыкальный инструмент. Играют на нем, как и на фортепиано, нажимая клавиши. Всю переднюю часть органа украшали в старину тонкой художественной резьбой. Позади его – тысячи труб различной формы, и каждая имеет свой особый тембр. Следовательно, орган издаёт и самые высокие, и самые низкие звуки, которые только способно уловить человеческое ухо.

VI. Частым участником в симфоническом оркестре является струнно-щипковый инструмент – арфа, представляющий собой позолоченную раму с натянутыми струнами. Арфа обладает нежным, прозрачным тембром. Звучание её создаёт волшебный колорит.

Тембровые характеристики инструментов

СкрипкаНежный, светлый, яркий, певучий, ясный, тёплый
АльтМатовый, мягкий
ВиолончельНасыщенный, густой
КонтрабасГлуховатый, суровый, мрачный, густой
ФлейтаСвистящий, холодный
ГобойНосовой, гнусавый
КларнетМатовый, носовой
ФаготСдавленный, густой
ТрубаБлестящий, яркий, светлый, металлический
ВалторнаОкруглый, мягкий
ТромбонМеталлический, резкий, мощный
ТубаСуровый, густой, тяжёлый

Виды оркестров

Оркестр русских народных инструментов

Состав такого оркестра включает основные группы:

  • Струнные щипковые:
    • домры, балалайки, гусли
  • Духовые:
    • свирель, жалейка, рожки владимирские
  • Пневматические язычковые:
    • баяны, гармоники
  • Ударные инструменты:
    • бубны и барабаны
  • Дополнительные инструменты:
    • флейта, гобой и их разновидности

Оркестр белорусских народных инструментов

Примерный состав:

  • Струнные инструменты:
    • гусли, скрипка, басетля
  • Духовые инструменты:
    • Свирель, жалейка, дуда, дудка, рог
  • Ударные инструменты:
    • бубны и цимбалы
  • Баян – (или многотембровый, готововыборный баян) это язычковый, пневматический (“воздушный”) клавишный инструмент. Своё название он получил по имени дрене – русского легендарного певца – сказителя Баяна. Этот инструмент имеет с двух сторон кнопки, на которых с правой стоны исполнитель играет мелодию, а с левой – сопровождение, аккомпанемент.
    В современном концертном исполнительстве наибольшее распространение получили баяны. Имеющие в левой клавиатуре специальные переключатели тембровых регистров, дающие возможность изменять тембр инструмента, изменять окраску звука.
    Есть также электронные баяны, у которых неограниченная мощь звучания и очень большое количество тембровых красок.
  • Балалайка– родственница лютни, мандолины, гитары. Музыкальный символ русского народа. Это струнный щипковый инструмент. У неё деревянный треугольный корпус и длинный гриф, на который натягивают струны. Звук извлекается ударом указательного пальца по всем струнам сразу или щипком. Существует несколько видов балалаек: пикколо, прима, секунда, альт, бас и контрабас.
  • Гармоника (гармонь, гармошка) – духовой музыкальный инструмент, получивший распространение во многих странах.
    Она снабжена мехами и кнопочной клавиатурой. Характерная особенность инструмента: возможность изменения высоты звучания за счёт смены напряжения движения мехов.
    Другой разновидностью гармоники является аккордеон. С одной стороны аккордеона находятся клавиши, как у фортепиано, на них играют мелодию, с другой – несколько рядов кнопок для сопровождения. При нажимании нескольких из них звучит целый аккорд. Отсюда и название аккордеон.
  • Домра – немного похожа на балалайку, только корпус у неё овальный, грушевидный, и струны настроены по квартам.
  • Цимбалы– струнный ударный инструмент, представляет собой низкий ящик в форме трапеции или деревянную раму , над которой натянуты струны. Играют на инструменте при помощи палочек или молоточков. Нежное звучание цимбал по тембру напоминает звучание гуслей.
  • Гитара – один из немногих музыкальных инструментов, на котором звук подготавливается и извлекается пальцами.
  • Гусли – старинный русский струнно-щипковый инструмент.

Духовой оркестр – это коллектив музыкантов, играющий на различных духовых и ударных инструментах.
По своему составу инструменты современного духового оркестра делятся на малый медный оркестр, малый смешанный, средний смешанный и большой смешанный.
Основу малого медного оркестра составляют: корнеты, альты, тенора, баритоны, басы.
С присоединением к этой группе духовых деревянных (флейт, гобоев, кларнетов, саксофонов, фаготов), а также, труб, валторн, тромбонов и ударных инструментов, образуется малый смешанный, средний, большой смешанный составы.

В состав этого оркестра входят традиционные группы инструментов симфонического оркестра – духовые деревянные – валторны и струнные (скрипка, альт, виолончели).

Джазовый оркестр (джаз-бенд)

В состав данного оркестра входят трубы, кларнеты, тромбоны и “ритм – секция” (банджо, гитара, контрабас, ударные и фортепиано).

В работе были использованы материалы:

1. З.Осовицкая, А.Казаринова В мире музыки. Первый год обучения. М., “Музыка”, 1996.
2. М.Шоникова Музыкальная литература. Ростов-на-Дону, 2003.
3. Я.Островская, Л.Фролова Музыкальная литература в определениях и нотных примерах. СПб., 2004.
4. М.Ф. Музыкальное королевство. Минск, 2002.

Характеристика детских музыкальных инструментов и их роль в музыкальном воспитании дошкольников

Игра на музыкальных инструментах — один из видов детского исполнительства. Применение детских музыкальных инструментов и игрушек (как на занятиях, так и в повседневной жизни) обогащает музыкальные впечатления дошкольников, развивает их музыкальные способности.

Игра на ударных музыкальных инструментах, не имеющих звукоряда, помогает выработать чувство ритма, расширяет тембровые представления детей. Мелодические музыкальные инструменты развивают все три музыкальные способности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма.

Кроме того, игра на музыкальных инструментах развивает волю, стремление к достижению цели, воображение.

В работе с детьми применяются различные музыкальные инструменты и игрушки. Одни из них созданы на основе народных (трещотка, бубен, барабан, деревянные ложки), другие — по типу инструментов симфонического оркестра (арфа, ксилофон, металлофон). Среди детских музыкальных инструментов и игрушек есть все основные группы: ударные, духовые, струнные, клавишные, клавишно-язычковые.

Ударные инструменты и игрушки (как и инструменты, по типу которых они созданы) разделяются на имеющие звукоряд и не имеющие его. К первой группе относятся металлофон и ксилофон. Они могут иметь диатонический и хроматический звукоряд. На инструментах с хроматическим звукорядом (вторым ярусом пластин, соответствующим черным клавишам на фортепиано) можно подбирать любую мелодию с любой ноты, что облегчает их применение. Изготовлены они по образцам инструментов, созданных К. Орфом, звучат очень красиво, чисто настроены. Имеются два варианта палочек, которыми ударяют по пластинам, с деревянными или резиновыми шариками на концах. Это позволяет разнообразить тембр инструментов: при ударе деревянной палочкой извлекается яркий, звонкий звук, резиновой — более приглушенный, мягкий.

Выразительные возможности ударных инструментов, не имеющих звукоряда, очень велики. Это большая группа инструментов. Одни из них обладают «cтyчащим» тембром: деревянные ложки, трещотка, кастаньеты, палочки; другие (металлические или имеющие металлические части) — «звенящим» тембром: треугольник, румба, тарелки, колокольчик, бубенцы; третьи (по типу погремушек) имеют «шуршащий» тембр: маракасы, погремушка, коробочка. Барабан и бубен обладают более гулким, резонирующим звучанием.

Внутри каждого тембра (звенящего, стучащего) отдельные инструменты имеют свои неповторимые выразительные краски. Так, например, среди звенящих инструментов треугольник звучит мягко, протяжно, волшебно, звук его очень красив. Румба «позвякивает» более резко и коротко, тарелки звучат очень ярко, празднично, а колокольчик — тихо, нежно и звонко.

Звучание духовых инструментов также разнообразно. У флейты звук нежный и светлый, у кларнета и саксофона — более насыщенный, у триолы, симоны — яркий и даже резковатый.

Струнные музыкальные инструменты и игрушки — это цитра, цимбалы, арфа. Все эти инструменты щипковые. Звук может извлекаться с помощью медиатора. Тембры этих инструментов очень нежные, звук приглушенный.

Клавишные детские инструменты-игрушки — это пианино и рояль.

Клавишно-язычковые — аккордеон, гармонь, баян.

B детском саду используются также электромузыкальные инструменты — органола типа «Пилле», «Чижик», «Фаэми».

Устройство инструментов, особенности их конструкций. Способы звукообразования и приёмы игры

Шумовые ударные инструменты

Деревянные ложки используют в садах как ударный инструмент в ансамблях народных инструментов, а также во время музыкальных занятий, праздников. Звук извлекается путем ритмичного постукивания спаренных ложек о ладонь левой руки. Детей учат свободно держать обе ложки за концы ручек между пальцами правой руки. У ребят развивается чувство ритма, умение согласованно играть в ансамблях.

Трещотки используются в работе с детьми старшего дошкольного возраста в шумовом оркестре, ансамбле ложкарей, а также могут применяться во время подыгрывания знакомых песен, особенно русских народных.

Треугольник применяется в ансамблях, оркестрах, при исполнении детьми отдельных песен. Звук извлекается путем легкого прикосновения к инструменту металлической палочкой.

Бубенцы навешиваются на деревянную палочку или кожаный ремешок (10-12 шт.). Детей учат извлекать звук путем их легкого, ритмичного встряхивания. Бубенцы используются в качестве дополнительной тембровой окраски в ансамбле народных инструментов и оркестре детских музыкальных инструментов.

Коробочка — небольшой продолговатый, обструганный и отшлифованный со всех сторон деревянный брусок с полостью под верхней частью корпуса. Длина 24 см, ширина у основания 7,5 см, высота полости 1,5 см. Звук извлекается барабанными или ксилофонными палочками. Назначение то же, что и у бубенцов.

Звуковысотные ударные инструменты

Металлофон представляет собой набор металлических пластинок, свободно укрепленных на раме. Звук извлекается ударом палочек по металлическим пластинкам. У хроматического металлофона пластинки расположены в два ряда: нижний ряд, диатонический, соответствует белым клавишам фортепиано, а верхний, хроматический — черным. Диапазон от до1 до ля2. Светлые, прозрачные звуки металлофона напоминают звучание колокольчиков.

Ксилофон представляет собой набор деревянных пластин, расположенных в один ряд и свободно укрепленных на раме. Они образуют хроматический звукоряд с диапазоном от до1 до ля2. Звук извлекается при помощи деревянных палочек.

Колокольчики (глёки) диатонические и хроматические. Диапазон и тех и других от до1 до ля2 (альтовые) и от до2 до ля3 (сопрановые). По виду колокольчики напоминают металлофоны, однако звучание первых отличается не только протяженностью, но и особой нежностью и прозрачностью.

Все пластины этих инструментов съемные. Это очень удобно при работе с детьми, особенно начинающими. На подставке можно оставить только те пластины, которые соответствуют нотам партии, а все остальные убрать. Партии для этих инструментов записываются на обычном нотном стане.

Постановка игрового аппарата при игре на на ударно-мелодических инструментах (ксилофон, металлофон, глёки)

Постановка рук и приемы игры на металлофоне, колокольчиках и ксилофоне идентичны, поэтому осваивать их можно одновременно. Инструмент ставят на специальную подставку или стол, соответствующие росту ребенка. Играют на нем сидя или стоя двумя молоточками. Кисти рук с молоточками, как и сам инструмент, находятся немного ниже уровня пояса исполнителя. Ручки молоточков кладутся на средние фаланги указательных пальцев обеих рук и придерживаются большими пальцами. Конец ручки должен свободно «ходить» в ладони.

Такое положение обеспечивает при ударе о пластинку свободный отскок молоточка, при котором возникает яркий, звонкий звук. Если же молоточки зажимать в руках, звук получается глухой, невыразительный. Не следует класть указательный палец на ручку молоточка, это сковывает движение руки и отражается на качестве звука. Влияет на качество звука и место удара, поэтому играть следует примерно по центру пластинки.

Способ звукоизвлечения при игре на ударно-мелодических инструментах (ксилофон, металлофон, глёки)

Основной способ звукоизвлечения — поочередные (правой и левой руками) удары, но возможно воспроизведение ряда звуков одной рукой. Удар должен быть энергичным и коротким, после чего головка молоточка отскакивает от пластинки. Замах для удара должен быть кистевой, запястье и кисть не напряжены. При правильной постановке рук и свободном, без напряжения ударе руки во время игры не должны уставать. Репетиции (повторения одного звука) рекомендуется исполнять, чередуя руки.

Детский оркестр как вид коллективного музицирования. Разновидности детского оркестра

Детский оркестр — один из видов коллективного музицирования. Существует несколько разновидностей детского оркестра: шумовой (включающий в себя разные типы ударных инструментов, не имеющих звукоряда), ансамбль (состоящий из одинаковых или однотипных инструментов), смешанный оркестр (включающий в себя разные группы инструментов).

Наиболее простой, доступный из них — шумовой оркестр. Его можно организовать уже с детьми младшего возраста. В зависимости от характера произведения можно использовать такие инструменты и игрушки, как колокольчик, погремушка, барабан, бубен, коробочка. Большого разнообразия инструментов такой оркестр не требует. Важно подбирать тембры, которые выразительно подчеркивали бы характер музыки, элементы изобразительности.

Одна из разновидностей шумового оркестра – ансамбль ложкарей (средняя и старшая группы). В него иногда включают несколько других ударных инструментов (бубен, треугольник и др.).

Прежде чем создать смешанный оркестр, как правило, организуют ансамбли инструментов, имеющих звукоряд, например — металлофонов.

Звучание оркестра будет более разнообразным, интересным, если инструменты играют не только все вместе, но и поочередно, сочетаясь друг с другом в зависимости от характера музыки. Следует чередовать различные тембровые краски, использовать те инструменты и их сочетания, которые в каждой части пьесы наиболее соответствуют настроению музыки. Необходимо по возможности учитывать желания детей в выборе музыкального инструмента.

Состав оркестра, количество инструментов каждой группы определяют исходя из самой музыки. При исполнении народных мелодий следует больше привлекать народные инструменты (деревянные ложки, баян и т. д.). Для классической музыки они неприемлемы — здесь предпочтительнее использовать инструменты, аналоги которых имеются в симфоническом оркестре (треугольник, ксилофон, металлофон, флейта, гобой).

Ансамблевая игра требует слаженности исполнения. Для гармоничного звучания смешанного оркестра необходима большая предварительная работа с детьми — сначала индивидуальная, затем небольшими группами, ансамблем и, наконец, всем составом оркестра.

«Шумовой оркестр как одно из средств развития музыкально-ритмических способностей в младшем хоре»

автор: Сусоева Ирина Александровна

преподаватель МАУ ДО «ДШИ»

«Шумовой оркестр как одно из средств развития музыкально-ритмических способностей в младшем хоре»

Муниципальное автономное учреждение

дополнительного образования

«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

городской округ город Радужный

Методическая разработка

«Шумовой оркестр как одно из средств развития музыкально-ритмических способностей в младшем хоре»

Подготовила

Сусоева И.А.,

преподаватель структурного подразделения

«Хоровое пение»

г.Радужный

2019г.

«Шумовой оркестр – это игра, где есть место фантазии, возможны различные варианты оркестровки, замены и обмены ролями, а не исполнение раз и навсегда одной-единственной выученной версии.

Главные принципы системы – деятельность и творчество помогают превратить занятие в увлекательную музыкально – эстетическую игру» (Карл Орф).

Развитие музыкальных способностей детей младшего школьного возраста успешно реализуется во всех видах музыкальной деятельности, одним из которых является игра на детских музыкальных инструментах. Выдающиеся музыканты-просветители Б. Асафьев, Б. Яворский, композитор и педагог К. Орф подчеркивали значение детского оркестра как основы развития музыкальности детей. Исполнительство на детских музыкальных инструментах – важный вид детской деятельности в процессе музыкально-эстетического воспитания наряду с пением, восприятием музыки.

Инструменты шумового оркестра

Шумовой оркестр – одна из самых доступных и в тоже время развивающих форм музицирования, которая позволяет довольно быстро приобщить детей к музыке в качестве слушателей и исполнителей. В состав детского шумового оркестра входят разнообразные музыкальные инструменты, а также инструменты с резким тембром звука (свистки), которые создают определенный ритмический и тембровый колорит.

Внешняя привлекательность и необычность инструмента – главное, что определяет интерес к нему и желание взять его в руки. Детей привлекают не только звучание и вид инструментов, но и то, что они могут сами, без чьей-либо помощи извлекать из них звуки. Техническая лёгкость игры на шумовых инструментах, их способность тотчас же откликаться на любое прикосновение располагают и побуждают детей к игре. Шумовые инструменты несложно изготовить самим. И это открывает новые возможности для их изготовления в домашних условиях вместе с родителями. Таким образом, шумовые музыкальные инструменты позволяют приобщить всех без исключения детей, независимо от способностей, к участию в музицировании и желании «общаться» с музыкой, подобрать каждому ребёнку инструмент по его интересам и возможностям, петь и играть в ансамбле, получая от этого эмоциональное удовольствие.

В шумовом оркестре применяются различные музыкальные инструменты и игрушки. Одни из них созданы на основе народных (трещотка, бубен, барабан, деревянные ложки), другие — по типу инструментов симфонического оркестра (арфа, ксилофон, металлофон). Среди детских музыкальных инструментов и игрушек есть все основные группы: ударные, духовые, струнные, клавишные, клавишно-язычковые.

Ударные инструменты и игрушки (как и инструменты, по типу которых они созданы) разделяются на имеющие звукоряд и не имеющие его. К первой группе относятся металлофон и ксилофон.

Выразительные возможности ударных инструментов, не имеющих звукоряда, очень велики. Это большая группа инструментов. Одни из них обладают «cтyчащим» тембром: деревянные ложки, трещотка, кастаньеты, палочки; другие (металлические или имеющие металлические части) — «звенящим» тембром: треугольник, румба, тарелки, колокольчик, бубенцы; третьи (по типу погремушек) имеют «шуршащий» тембр: маракасы, погремушка, коробочка. Барабан и бубен обладают более гулким, резонирующим звучанием.

Чувство ритма – одно из важнейших компонентов музыкального восприятия, связанного с жизнью. Игра на ударных музыкальных инструментах, не имеющих звукоряда, помогает выработать чувство ритма, расширяет тембровые представления детей. Мелодические музыкальные инструменты развивают все три музыкальные способности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма.

Обучение игре на детских музыкальных инструментах способствует не только обогащению музыкальных впечатлений, но и развитию музыкальности как целостной системы. Дети, являются деятелями, а не сторонними наблюдателями или слушателями. Одна из задач – развить элементарные вокально-хоровые навыки и навыки игры на музыкальных инструментах. Дети младшего школьного возраста очень любят петь и подыгрывать себе на инструментах. А здесь широкое поле для творчества: выдумки и сочетания тембров разных инструментов, импровизации и подыгрывания пению

Ритмические упражнения для детей легче, чем певческие и звуковысотные – многие дети плохо поют, а некоторые дети и вовсе не могут петь (больны связки голоса, нет координации слуха и голоса и другие причины). Такие дети настроены к урокам хорового пения отрицательно, поэтому ритмические упражнения для таких детей крайне необходимы как путь к музицированию, как возможность проявить себя и найти свое место, если не исполнителем в хоре, так в сопровождении хора игрой на шумовых инструментах . Привлекая словесно-ритмические игры, произнесение коротких стишков в ритме (прибауток, потешек, загадок) одновременно с игрой на шумовых инструментах, помогает развивать у обучающихся чувство поэтического ритма, который отражается в музыке песен.

Игра на детских шумовых инструментах стимулирует более быстрое развитие музыкальных способностей: у обучающихся улучшается качество пения (чище интонируют), качество музыкально-ритмических движений (четче воспроизводят ритм); благодаря развитию мелкой моторики, у детей лучше формируется речь, развивается координация. Песни, которые исполняют обучающиеся аккомпанируя себе на шумовых инструментах, должны быть непременно красивыми и интересными – дети должны желать их исполнять.

Игра на детских шумовых инструментах доставляет ребёнку радость музыкального творчества, расширяет сферу музыкальной деятельности; развивает познавательную, волевую сферы ребёнка, такие личностные качества, как общительность, самостоятельность, дисциплинированность, выдержку, настойчивость, целеустремлённость, усидчивость, умение сконцентрировать внимание; повышает ответственность за правильное исполнение своей партии, помогает преодолеть неуверенность, робость; формирует умение действовать в коллективе, сплачивает детский коллектив.

В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются творческие и музыкальные способности.

Обучаясь хоровому пению и игре на детских музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков и их отношений, осознаннее различают красоту звучания хоровых произведений в сопровождении различных шумовых инструментов. Это прекрасное средство не только индивидуального развития, но и развития мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми. Дети, играя на инструментах, удовлетворяют свои индивидуальные запросы, интересы, и привыкают действовать в коллективе согласованно.

Обучение игре в шумовом оркестре

С самого начала надо учить детей играть на инструментах правильно, в первую очередь точно воспроизводить ритм. Вначале разучиваются ритмические прибаутки, различные попевки и несложные песенки, построенные на одном звуке-так детям легче сосредоточить своё внимание на точном выполнении приёмов игры. Их дети легко усваивают и могут играть самостоятельно, а в дальнейшем и петь.

Работа по обучению игре в шумовом оркестре должна быть организована

так, чтобы она удовлетворяла четырём важным условиям:

  • быть лёгкой для детей
  • быть интересной для них
  • быть систематической формой обучения
  • быть групповой формой обучения

При помощи шумовых инструментов ребёнок может выполнять различные игровые задания, которые условно можно разделить на несколько групп:

  • Игра под фортепиано или фонограмму, подбор ритмического аккомпанемента к детским песенкам.
  • Импровизация звуковых картин на заданную тему.
  • Звуковая иллюстрация стихов, попевок и песен.
  • Музыкальные сказки-шумелки.

В исполнении детского хора и оркестра детских шумовых и ударных инструментов могут звучать различные по характеру и жанру песни. Лучше звучат те из них, в которых подчеркивается ритм, имеются акценты, паузы, изобразительные элементы: цоканье копыт, барабанная дробь, стук дождя, шум ветра и др.

Музыкальный репертуар для исполнения произведений хором с шумовыми музыкальными инструментами должен отличаться художественным качеством и доступностью. Он составляется из произведений (или из отрывков) классиков, современных композиторов и народной музыки, самых разнообразных по тематике и жанрам.

Различные по тембру детские музыкальные инструменты заинтересовывают детей способами звукоизвлечения и характером звучания, поэтому, при комплектовании оркестра, необходимо придерживаться соотношения всех групп инструментов.

Таким образом, пение и игра на музыкальных шумовых инструментах в младшем хоре дают позитивные результаты всем без исключения детям, независимо от того, насколько быстро ребёнок продвигается в своём музыкальном развитии. Прежде всего, занятия приносят удовлетворение в эмоциональном плане.

Игра в оркестре обогащает музыкальное восприятие детей, развивает музыкальный слух как систему в единстве тембрового, динамического, мелодического и гармонического компонентов, формирует чувство лада, ритма, ансамбля; расширяет сферу музыкальной деятельности обучающихся; раскрывает удивительный мир музыки.

Бесспорна и воспитательная функция хорового пения и шумового оркестра, поскольку коллективное музицирование является также одной из форм общения.

В ребенке важно развивать все лучшее, что заложено в нем от природы: учитывая склонности к определенным видам музыкальной деятельности, на основе различных природных задатков формировать специальные музыкальные способности, способствовать общему развитию.

1.Бублей С. Детский оркестр. — Л., Музыка, 1985;

2.Ветлугина Н.А. Детский оркестр. — М., Музыка, 1976;

3.Каплунова И.М., Новоскольцева И.А «Этот удивительный ритм». Композитор — Санкт-Петербург, 2005, серия «Ладушки»;

4.Тютюнникова Т.Э., Весёлая шарманка – шумовой оркестр для детей. – Москва, 2007;

5.Зарецкая Н.В. «Музыкальные сказки для детей». – М., Айрис-пресс 2004;

6.Тютюнникова Т.Э., Шумовой оркестр снаружи и изнутри — Музыкальная палитра. №6, 2006;

7.Тютюнникова, Т.Э. Нескучные уроки. — М., 2009;

8.Радынова О.П. Музыкальные шедевры. Сказка в музыке. Музыкальные инструменты. — М., ТЦ Сфера, 2009;

9.Орф К. «Шульверк. Музыка для детей»;

10.Бырченко Т. «С песенкой по лесенке». — М., Советский композитор, 1983;

11.Поплянова Е. «А мы на уроке». — М., Новая школа, 1994;

12.Вихарева Г.Ф. «Споем, попляшем, поиграем». — М., 2010.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector