Infest-event.ru

Инфест Эвент
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Оркестр для детей в детском саду

Оркестр в детском саду
методическая разработка по теме

Разрвботка » Нужен ли оркестр в детском саду?И стоит ли тратить на него время?

Скачать:

ВложениеРазмер
Детский оркестр в детском саду25.4 КБ

Предварительный просмотр:

Поготовила муз. руководитель
МБДОУ «ЦРР-д/с»№131г. Воронежа
Кретинина Л. В.

АВТОРСКАЯ МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА:

«ОРКЕСТР В ДЕТСКОМ САДУ».

Нужен ли оркестр в детском саду и стоит ли тратить на него время, которого и так всегда не хватает?

Основная цель музыкально-эстетического воспитания детей – развитие гармоничной личности посредством музыкальной деятельности.

Задачи , которые помогает решить занятие музицированием:

1. Занятия в оркестре развивают у детей сенсорные способности: чувство ритма, тембральный слух.

2. Коллективноемузицирование очень нравится детям и прекрасно развивает коммуникативные навыки.

3. Занятие в детском оркестре развивают у каждого ребенка художественно-творческие способности, ведь он не только учится исполнительству, но и принимает участие в оркестровке произведений.

4. Хорошо подобранный репертуар открывает ребёнку лучшие музыкальные жемчужины, расширяет его музыкальный кругозор и формирует эстетический вкус.Оркестр — это не только музицирование, но и знакомство с композиторами.

5. Освоение навыков игры на музыкальных инструментах формирует первичные навыки и умения исполнительской деятельности, развивает мелкую моторику и координацию движений у детей.

6. Это один из лучших способов развить в ребенке внимание, память, образное мышление, музыкально-эстетическое восприятие.

7. Наконец, занятие в оркестре дисциплинирует детей.

Что особенно приятно, занятия в оркестре дают возможность решить эти задачи с отличными результатами, т.к. музицирование – это один из самых любимых детьми видов творческой деятельности. Кто-то любит петь, кто-то танцевать, играть в оркестре любят все.

ВИДЫ ОРКЕСТРОВ В ДЕТСКОМ САДУ.

Вспомним, какие виды оркестров можно организовать в детском саду.

Первый и самый простой – это шумовой оркестр. В его состав входят ударные инструменты: бубны, колокольчики, треугольники, кастаньеты, маракасы, трещотки и т.п. Основную партию исполняет музыкальный руководитель на фортепиано. Этот оркестр можно организовать уже в младшей группе. С младшими детьми можно просто чередовать партии разных инструментов, т.е. дети будут играть по очереди. Основная задача – научить детей чувствовать метр музыки (мы называем его пульсом, «часиками») и попадать «в долю». Ритмическое многоголосие пока ещё недоступная задача для этого возраста. Походящий музыкальный материал: пьесы с чётким и простым ритмом. Это может быть как самостоятельное произведение, так и фрагменты инструментовки в песнях: проигрыш, вступление.

Второй вид оркестра– ударный . Именно этот вид оркестра я чаще всего использую на занятиях и утренниках в старших возрастных группах (если у вас «сильная» средняя группа, пробуйте ударный оркестр и с этими детьми). Здесь мы добавляем ударные звуковысотные инструменты: металлофон, ксилофон. В зависимости от возраста детей и их успехов усложняется партитура и ритмический рисунок. Начиная знакомство со звуковысотными ударными с приёма «глиссандо», постепенно перехожу на игру «по нотам», и к концу года дети уже успешно с этим справляются . Если у вас сильная средняя группа, то исполнение на металлофоне «по нотам» лучше включить в оркестр только в конце года, в сентябре можно использовать технику «глиссандо».

Третий вид оркестра — смешанный – здесь к ударным инструментам добавляются духовые (симоны, триолы) или клавишные инструменты (органолы, аккордеоны и т.п.). С детьми, которым вы сможете доверить новые инструменты, придётся позаниматься отдельно. Затраченные усилия дадут радующий сердце результат: ваш оркестр «засияет» новыми тембрами!

ЗНАКОМСТВО С ИНСТРУМЕНТАМИ.

Самым сложным ударным инструментом детского оркестра является металлофон. Это звуковысотный инструмент, настроенный в определенной тональности. Высшим пилотажем считается игра двумя руками. Начните с более простого варианта — с игры одной (правой или левой) рукой. При игре на металлофоне, дети любят зажимать ручку молоточка, от чего получается короткий дребезжащий звук. Поэтому лучше сразу показать разницу между правильным и неправильным («некрасивым») звуком. Молоточек должен отскакивать от пластины, «как мячик». Эффектное звучание дает глиссандо — легкое движение молоточка вдоль пластины (а уж как это нравится детям!). Здесь так же важно не давить на молоточек во избежание неправильного звука.

Для игры на металлофонах мы используем подставки. Они более мобильны и удобны, чем столы. Дети без труда самостоятельно переносят и устанавливают такие подставки.

Бубен (тамбурин) есть в каждом детском саду. Как правило, он используется в той части произведения, где оркестр играет «тутти» (все вместе), или «форте».

Мы используем два способа звукоизвлечения на бубне:

— «тремоло»: бубен держим традиционным способом и шарнирными движениями двигаем кистью. Получается достаточно мягкое, для бубна, звучание. Чтобы дети не зажимали руку, потренируйте движения кисти без инструмента;

— верхней частью бубна стучим по нижней внутренней части ладони

Бубен — это тот инструмент, на котором дети с легкостью осваивают динамические оттенки и их нюансы: «форте», «пиано», «крещендо» и «диминуэндо». Продолжаем работать и над звукоизвлечением — даже самые маленькие дети при показе слышат разницу в звучании, так заострите их внимание на этом! Иногда дети так стараются и увлекаются, что в результате получается не звук, а стук. В этом случае нужно объяснить, что звучать должны «тарелочки» на бубне и показать разницу в исполнении.

Треугольники. Дети очень любят этот инструмент. Приятный волшебный звук треугольника ассоциируется у детей с чем-то сказочным. Он похож на звук металлофона, но при этом играть на треугольнике значительно легче. Основные приёмы звукоизвлечения, от которых зависит качество звука:

— треугольник не должен касаться руки или тела;

— палочка не прилипает к треугольнику, а «отскакивает» (как при игре на металлофоне);

— во время исполнения, инструмент держим на уровне глаз, чтобы видеть его;

— и, конечно, свобода руки, как и при игре на любом другом инструменте.

Колокольчики. Разновидностей колокольчиков много. Мы используем валдайские, обладающие красивым тембром. Разные размеры дают богатую звуковую палитру. Для удобства игры в отверстие верхней части колокольчика я вдеваю ленту. Объясните и покажите детям, что пальцы не должны касаться купола колокольчика. Держать инструмент нужно куполом вниз. Прекратить звучание можно, поставив колокольчик на ладонь. Звукоизвлечение: короткие резкие движения кисти от себя («стряхиваем с колокольчика водичку»). Позвольте дать совет из практики: сразу объясните детям, что колокольчик или играет, или стоит на ладошке. Во-первых, это избавит вас от лишних ненужных звуков. Во-вторых, дети очень любят крутить пальчиком язычок колокольчика. Как, правило, они выкручивают его, язычок теряется, и в результате в оркестре на один колокольчик становится меньше.

Маракасы. Профессиональные маракасы – достаточно тяжелые по весу инструменты.Удобнее использовать детские, но, если вы не смогли найти их в продаже, можно сделать чудные инструменты, используя пластиковые бутылочки, бусинки, крупы. Большую фантазию при изготовлении маракасов проявляют родители, и наш оркестр обогащается новыми ни на что не похожими тембрами.

С чего же начать обучение детей игре на музыкальных инструментах? Конечно, со знакомства с инструментами. Бывают дни, когда внимание детей рассеяно, и как бы мы не старались, занятия в такие дни не приносят желаемого результата. Не огорчайтесь, посвятите этот день знакомству с музыкальными инструментами. Вы будете удивлены тому, как полное невнимание детей изменится на неподдельный интерес. Покажите инструмент, назовите его, дайте послушать, как он звучит, объясните, как правильно на нем играть, чтобы получился красивый звук. Обязательно покажите, что происходит со звуком, если инструмент держишь не правильно. Можно привлечь воспитателя и с его помощью экспромтом исполнить элементарную пьесу под аккомпанемент фортепиано. Если знакомство с инструментами заняло немного времени, то можно попробовать сыграть эту же пьесу с детьми. Я гарантирую вам, что обещание поиграть в оркестре будет для ваших детей сродни обещанию сладкого после обеда!

Начинать знакомство нужно с более простых инструментов: маракасов бубнов. Любой инструмент, для того, чтобы он «зазвучал», необходимо научиться правильно и свободно держать, и для этого нужно выработать некий навык. (Вы, наверняка, заметили, что в последнее время увеличилось количество детей с гипертонусом мышц.Дети «зажаты».) Не стоит с первого занятия требовать ритмичного музицирования или свободного звукоизвлечения, пусть для начала дети почувствуют прелесть собственного исполнения, и у них появится желание играть. Только после этого вы можете переходить к следующему этапу: работа над ритмом (метром), динамическими оттенками и звукоизвлечением. С оттенками обычно не возникает проблем, здесь верный помощник фортепиано. А вот проблемы с ритмом и метром будут постоянно, независимо от возраста детей. Ведь, чем старше будут становиться дети, тем более сложные произведения они будут исполнять. Что можно посоветовать? Разучивание партии каждого инструмента мы всегда начинаем с прохлопывания ритма. Во-первых, прохлопывать детям проще, чем играть (ведь собственные ладошки — давно знакомый и привычный инструмент). Во-вторых, внимание детей сконцентрировано на правильном (ритмичном) исполнении своей партии, не отвлекает инструмент в руках. Прохлопывая, дети одновременно работают над правильным ритмом, умением вовремя вступить и над динамическими оттенками. Между прочим, прохлопывание мы не прекращаем вплоть до выступления на утреннике, именно с этого на каждом занятии начинается работа с оркестром. Еще один проверенный и результативный способ работы над сложным ритмом: на ритмический рисунок придумываются слова (или целые предложения), и во время разучивания партии дети проговаривают эти слова вслух. Не будь этого простого, но очень эффективного способа, думаю, что многие пьесы нашего репертуара так и не «дозрели» бы до концертного исполнения. Работе над метром так же поможет проговаривание слов. Мы используем простейшие «тик-так», «дин-дон». Все это особенно важно, если вы работаете с логопедическими группами, т.к. у этих деток очень серьезные проблемы с ритмом, координацией и вниманием. Постоянное проговаривание ритма и метра поможет сконцентрировать внимание детей и упростит исполнение музыкальных партий. Для достижения лучшего результата можно упражняться на прохлопывании ритма считалок, или песен, которые вы разучиваете.

Разучивание оркестровых партий подразумевает работу по подгруппам. Но вы же знаете, мои дорогие коллеги, что в это время остальная часть группы присутствует в музыкальном зале. Чтобы не охладить «творческий пыл» незадействованных детей, я обычно предлагаю детям помочь друг другу. Одна подгруппа играет, все остальные дублируют партию хлопками. С одной стороны, дети не отвлекаются, с другой, открывается прекрасная возможность потренировать чувство ритма и проучить все оркестровые партии сразу со всеми детьми.

Самая сложная партия, как правило, у металлофонов. Эти инструменты лучше доверить наиболее музыкальным детям, так как здесь исполнительские задачи усложняются. К правильномузвукоизвлечению и ритмичности добавляется понятие звуковысотности. Эти партии лучше разучивать на дополнительных занятиях индивидуально или подгруппой. Есть металлофоны, на которых написаны названия нот и это упрощает разучивание партии, т.к. в старших группах дети имеют навыки чтения. После определенной тренировки они достаточно просто ориентируются с местоположением звуков на инструменте. Нотную грамоту, как таковую, мы не изучаем, но играем, называя ноты. На некоторых инструментах пластины окрашены в разные цвета, и дети ориентируются по цветам. Помогайте детям: при разучивании партии вполне уместны такие подсказки, как: «соседняя нотка, через нотку, через две нотки».

Здесь я повторюсь, но это не будет лишним. Любой музыкант знает, как важно правильно поставить руку начинающему исполнителю, поэтому нужно сразу научить детей правильно держать инструменты и правильно извлекать звук. Не стесняйтесь постоянно обращать на это внимание детей, ведь от этого зависит красота звучания вашего оркестра, а значит, и удовольствие от музицирования!

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ.

По большому счету, работа над всеми произведениями происходит по единым правилам. Отличием является только подбор слов-помощников для разучивания ритмического рисунка и сам ритмический рисунок. Предлагаю вам ознакомиться с ключевыми этапами работы.

1. Вспоминаем названия инструментов и способы звукоизвлечения (если давно не играли).

2. Слушаем произведение, считаем части.

3. Обсуждаем характер частей и выбираем инструменты для каждой части (оркеструем).

4. Работа по частям: одновременно проговариваем словами и прохлопываем ритм (одновременно). В партии металлофонов вместо слов называем ноты.

5. Разучиваем партии с инструментами, проговаривая ритм.

6. Дети, не занятые в разучиваемой партии, «помогают» хлопками.

7. Исполняем произведение целиком.

* Краткие конспекты работы над произведениями и партитуры вы сможете найти в сборнике «Играют малыши или детский оркестр без проблем» Изд. «Союз художников» 2014г.

Шумовой оркестр в детском саду «Оркестровые шутки» (подготовительная группа) Видео

Татьяна Бабетова
Шумовой оркестр в детском саду «Оркестровые шутки» (подготовительная группа) Видео

Продолжаю знакомить коллег с материалами своего выпускного праздника.

Предлагаю вашему вниманию видео шумового оркестра. Сама идея этого номера принадлежит талантливой Татьяне Суворовой. Многое пришлось изменить с учётом возможностей детей данной группы.

Алгоритм работы над произведением был следующий:

Задача первого этапа: заинтересовать и увлечь детей. На этом этапе проходило знакомство с музыкой.

Второй этап. Девиз работы:»Музыканты шутят, шалят. Сейчас я вам расскажу весёлую историю про нас с вами». Мною была придумана совершенно «безумная» история о Крокодиле, которого девочки вчера якобы видели на главной площади города. Мальчики, конечно не верили этому. На прохлопывании ритмослогов было построен «диалог» мальчиков и девочек. Например:

Девочки. Крокодил!

Мальчики. Крокодил?

Девочки. Крокодил!

Мальчики. Крокодил?

Девочки. Да! Да! Да! — до конца музыкальной фразы.

Мальчики. Нет! Нет! Крокодил? и так далее.

Это было необходимо сделать для облегчения процесса запоминания ритмических формул и их последовательностей.

Третий этап работы. Разучивание музыкального материала по частям. Здесь можно использовать самые разные приёмы. Сначала абсолютно все

дети стучат всё произведение. Например, мальчики — это хлопки, девочки — шлепки. Или: партию «мальчиков» стучим по животику, а партию «девочек» — по щёчкам. Причём сначала проговариваем слова вслух, затем — «играем» молча( «разговаривают» наши ручки»).Только после этого можно переходить к «диалогу», к разделению группы на две подгруппы музыкантов: на мальчиков и девочек. Продолжаем играть «на руках» в подгруппах. Когда, наконец, дети выучили свои партии, знают, когда им надо»говорить», а когда «слушать» можно разрешить им выбрать себе инструменты из тех, которые имеются.

Последний этап. Подготовка «дирижёров». Работа проводилась с детьми индивидуально, поэтому появление на последнем этапе этой озорной сюжетной линии было встречено детьми с большим интересом, радостью, весельем.

Смотрите, что у нас получилось!

«Чу… ой! оркестр». Шумовой оркестр из бросового материала Цель: • развитие у детей дошкольного возраста воображения, фантазии, коммуникативных навыков, природных музыкальных и ритмических способностей.

Детский шумовой оркестр в ДОУ Цель: помочь детям активно войти в мир музыки, и сделать ее естественной и потому необходимой в жизни ребенка, постоянно действующей волшебной.

Шумовой оркестр как средство развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста

Федеральный государственный Стандарт дошкольного образования

направлен на решение многих задач. Одна из них – воспитание

высоконравственного, инициативного, авторитетного гражданина России,

способного к творческой инновационной деятельности.

Современный мир непрерывно меняется, а с ним меняются и наши дети. Сегодня уже не вызывает сомнений тот факт, что современные дети сильно отличаются не только от тех, кого описывали в своих сочинениях Я. А. Коменский и В. А. Сухомлинский, но и от своих сверстников последних десятилетий. Это не удивительно,ведь принципиально изменилась жизнь, воспитательные модели в семье, педагогические требования в детском саду.

Содержимое разработки

« Шумовой оркестр как средство развития

музыкальных способностей детей старшего

Федеральный государственный Стандарт дошкольного образования

направлен на решение многих задач. Одна из них – воспитание

высоконравственного, инициативного, авторитетного гражданина России,

способного к творческой инновационной деятельности.

Современный мир непрерывно меняется, а с ним меняются и наши дети. Сегодня уже не вызывает сомнений тот факт, что современные дети сильно отличаются не только от тех, кого описывали в своих сочинениях Я. А. Коменский и В. А. Сухомлинский, но и от своих сверстников последних десятилетий. Это не удивительно ,ведь принципиально изменилась жизнь, воспитательные модели в семье, педагогические требования в детском саду.

Проблема построения модели образовательного процесса на основе многовековых традиций русского народа , его богатейшего культурного наследия , в частности , народной инструментальной музыки , является в настоящее время особенно актуальной .

В последнее время сложилась такая ситуация , что музыкальное искусство под влиянием активного вторжения рыночных механизмов встало на путь упрощения.

Ребёнок начинает принимать за музыку произведения новомодных , но не долговечных на сцене исполнителей , чьё « искусство» ограничивается незамысловатыми мелодиями , банальными , избитыми ритмами . Ребёнка уже в раннем детстве программируют на одностороннее , упрощённое стандартизированное миросозерцание , легко управляемое средствами массовой информации. Между тем доступность музыки не обуславливает её высокую художественную ценность и может тормозить развитие музыкальных способностей у детей. Эти ситуации можно избежать ,если первоначальное музыкальное воспитание детей будет осуществляться с опорой на традиции народной музыки и исполнительства на детских шумовых музыкальных инструментах.

О роли детских музыкальных инструментов в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста неоднократно говорилось в работах известных педагогов-музыкантов: Асафьева Б.В., Яворского Б.Л., Ветлугиной Н.А., Ремизовской Е. Р., Тютюнниковой Т. Э. и др. Одной из интересных форм творческой работы с инструментами стала система детского музыкального воспитания Карла Орфа, которая нашла своё применение в музыкальной педагогической работе с дошкольниками Т.Э.Тютюнниковой.

Шумовой оркестр – одна из самых доступных и в то же время развивающих форм музицирования в детском саду. Музыка всегда ( наряду с движениями , речью и игрушками) являлась необходимым условием общего развития детей. Занятия в шумовом оркестре позволяют приобщать детей к интересной , яркой музыке в качестве слушателей и исполнителей.

Игра на детских шумовых инструментах доставляет ребёнку радость музыкального творчества , эмоционально – эстетическое удовлетворение , развивает мелодический , ритмический и тембровый слух , музыкальную память , познавательную , волевую сферы ребёнка.

Музыкальные способности являются одним из компонентов общей структуры личности. Развитие их способствует развитию личности ребёнка в целом. Музыка познаётся ребёнком как источник положительных эмоций , который расширяет его жизненный опыт , стимулирует к активной деятельности.

Использование игры на детских элементарных музыкальных инструментах плодотворно влияет на музыкальное развитие детей дошкольного возраста. Несмотря на положительные теоретические и практические предпосылки, создание оркестров детских музыкальных инструментов до сих пор остается трудной задачей. Такое положение объясняется отсутствием системного подхода в организации оркестров детских музыкальных инструментов, необходимого репертуара, инструментов, недостаточной готовности педагогов к работе в данной области;

Несоответствие материально – технической базы с теми требованиями, которые предъявляются руководителю оркестра .

Формирование уважительного отношения к национальной культуре;

Активизация познавательной деятельности детей;

Развитие творческих способностей;

Повышение исполнительского уровня игры на музыкальных инструментах.

Внешняя привлекательность и необычность инструмента – главное, что определяет интерес к нему и желание взять его в руки. Детей привлекают не только звучание и вид инструментов, но и то, что они могут сами, без чьей-либо помощи извлекать из них звуки.

Лёгкость самостоятельных действий с шумовыми инструментами, возможность манипуляций являются основными факторами педагогического успеха в работе с ними. В своей работе на музыкальных занятиях я использую игру на музыкальных шумовых инструментах, на которых с удовольствием играют дети.

Развитие у детей дошкольного возраста воображения , фантазии , коммуникативных навыков , природных способностей , метроритмического чувства , мелкой моторики рук , формирование элементарных навыков подыгрывания на ударно – шумовых музыкальных инструментах.

В процессе игры на детских шумовых инструментах решаются следующие

Знакомство с разновидностями детских элементарных музыкальных инструментов , овладение приёмами игры на них.

Формирование представлений о выразительной сущности элементов музыкальной речи и средств музыкальной выразительности, освоение нотной грамоты.

Пробуждение интереса к творческому музицированию и инструментальной деятельности.

Занятия в шумовом оркестре рассчитаны на один год обучения для детей 6- 7 лет и проводятся один раз в неделю со всеми детьми подготовительной группы.

Преимущества игры на детских музыкальных инструментах:

способствует становлению и развитию таких волевых качеств , как выдержка , настойчивость , целеустремлённость , усидчивость , развивается память и умение сконцентрировать внимание. Развивается мускулатура и мелкая моторика пальцев рук. Игра на шумовых музыкальных инструментах развивает фантазию, творческие способности , музыкальный

вкус, учит понимать и любить музыку.

Обучаясь игре на музыкальных инструментах, дети открывают для себя удивительный мир музыкальных звуков. У детей улучшается качество пения , музыкально – ритмических движений , дети чётче воспроизводят ритм. Когда ребёнок слышит и сопоставляет звучание разных музыкальных инструментов, развивается его мышление, аналитические способности. В процессе игры на детских музыкальных инструментах формируется личность будущего музыканта и слушателя.

В работе с детским шумовым оркестром используются следующие

формы музыкальных занятий :

индивидуальная ( на начальном этапе обучения игры на музыкальном

групповая ( при игре на однородных инструментах)

коллективная ( при уверенной игре своих партий каждым участником оркестра)

Коллективная форма – самая сложная , но она даёт положительные результаты, если звучание чередуется с разъяснениями педагога.

Методы обучения детей на шумовых инструментах:

словесный ( рассказ , объяснение)

наглядный ( показ приёмов игры педагогом или ребёнком)

стимулирующий ( выступление перед детьми или взрослыми)

практический ( повторение и закрепление приёмов на различных музыкальных инструментах)

Принципы работы с шумовым оркестром.

Работа по обучению игре в шумовом оркестре должна быть организована

так, чтобы она удовлетворяла четырём важным условиям:

быть лёгкой для детей

быть интересной для них

быть систематической формой обучения

быть групповой формой обучения

Обучение игре на детских шумовых инструментах.

Основная форма музыкальной деятельности в детском саду предусматривает не только слушание музыкальных произведений , доступных для восприятия детей , обучение пению , движениям в играх и плясках , но и обучение игре на детских шумовых инструментах. Почему же в музыкальной деятельности музыкальный руководитель уделяет большое внимание игре на шумовых инструментах?

Да потому что это:

расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольников

способствует развитию музыкальной памяти , внимания

помогает преодолению излишней застенчивости , скованности

расширяет воспитание ребёнка

В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя:

— развиваются и совершенствуются музыкальные способности.

Обучаясь игре на детских шумовых инструментах, ребёнок открывает для себя мир звуков , у них улучшается качество пения ( они чище интонируют), качество музыкально – ритмических движений ( дети чётче воспроизводят ритм ) .

Многим игра на шумовых инструментах помогает передавать свои чувства ,

внутренний мир , обогащает музыкальные впечатления. Именно поэтому итогом обучения игре на шумовых инструментах является создание детского оркестра в детском саду. Руководствуясь примерной основной программой дошкольного образования « От рождения до школы» , начиная со второй младшей группы , следует несколько минут уделять знакомству детей с шумовыми инструментами , обучению игре на них , развитию музыкально – сенсорных способностей. Таким видом музыкальной деятельности должны заниматься не от случая к случаю, а системно.

Как известно, в дошкольных учреждениях используются следующие виды

шумовые ( сюда входят и ударные инструменты )

В состав детского шумового оркестра входят разнообразные музыкальные инструменты. Это позволяет приобщить к музицированию всех без исключения детей , подобрать каждому ребёнку инструмент по его интересам и возможностям. Дети с удовольствием играют на металлофонах и ксилофонах , ложках , различного рода трещётках , маракасах. При этом нужно соблюдать требования , предъявляемые к инструментам.

иметь определённый тембр

быть доступными детям по своему размеру и весу

Во всех возрастных группах в различных формах происходит общение с шумовыми музыкальными инструментами . Если самые младшие пользуются в основном музыкальными игрушками , то дошкольники знакомятся с более разнообразными инструментами и постепенно приобретают навык игры на них ( колокольчики , барабан , погремушки , металлофон).

Дети , играя на инструментах , удовлетворяют свои индивидуальные запросы ,интересы , и привыкают действовать в коллективе согласованно. Чтобы организовать оркестр и уметь слаженно играть в нём , необходимо сначала научиться играть на музыкальных инструментах. В настоящее время существует два типа инструментов:

инструменты симфонического оркестра , возникшие на основе народных

В обоих случаях есть несколько групп:

Работа по ознакомлению с инструментами и последующему обучению на них

проводится последовательно и организованно, применяются разнообразные методы и приёмы: показ иллюстраций, игрушек , использование

музыкально – дидактических игр. В каждой группе должна быть создана

предметно – развивающая среда, в которой находятся различные шумовые музыкальные инструменты , соответствующие возрасту детей. Систематическое применение в музыкальной деятельности музыкальных игрушек и инструментов вызывает у детей интерес к ним ,расширяет их музыкальные впечатления , способствует творческой активности.

Чтобы ребёнок сосредоточился именно на одном инструменте, знакомство

ним нужно вводить постепенно. Нужно, чтобы ребёнок мог внимательно

рассмотреть его, привыкнуть к обращению с ним , извлечению соответствующего звука , а также познакомиться с тембром звука , который

характерен данному инструменту.

Музыкальный репертуар для детских шумовых музыкальных инструментов

должен отличаться художественным качеством и доступностью. Он составляется из произведений ( или из отрывков ) классиков, современных композиторов и народной музыки самых разнообразных по тематике и жанрам.

Репертуар можно условно разделить :

на маленькие пьески для первоначальных упражнений

попевки, песенки для индивидуальной работы

пьесы для коллективного исполнения.

Дети открывают для себя мир музыкальных звуков, различают красоту звучания различных инструментов , совершенствуются в выразительности

исполнения. Они с удовольствием слушают рассказы музыкального руководителя о происхождении того или иного инструмента, способах игры на нём. Затем в свободной самостоятельной деятельности воплощают свои умения и навыки. При помощи шумовых инструментов ребёнок может выполнять различные игровые задания, которые условно можно разделить на несколько групп :

Игра под фонограмму, подбор ритмического аккомпанемента к детским песенкам

Импровизация звуковых картин на заданную тему

Звуковая иллюстрация стихов

Таким образом, занятия в оркестре дают позитивные результаты всем без исключения детям, независимо от того , насколько быстро ребёнок продвигается в своём музыкальном развитии. Прежде всего, занятия приносят удовлетворение в эмоциональном плане . Эмоциональная сфера ребёнка обогащается постоянным общением с классической музыкой .Детям очень нравится исполнять те же самые произведения , которые они слушают на занятиях в аудиозаписи в исполнении симфонического оркестра. Они искренне радуются каждому удачно исполненному произведению. Большое удовольствие доставляют им публичные выступления перед другими

детьми детского сада, перед родителями на праздниках и развлечениях ,

на открытых занятиях перед гостями, на выездных конкурсах и концертах.

Бесспорна и воспитательная функция оркестра, поскольку коллективное музицирование является также одной из форм общения . У детей появляется

ответственность за правильное исполнение своей партии, собранность , сосредоточенность . Оркестр объединяет детей , воспитывает волю .

Только развивая эмоции, интересы , вкусы ребёнка можно приобщить его

к музыкальной культуре , заложить его основы.

Боровик Т. “Звуки, ритмы и слова” — Минск, 1991г.

Зимина А.Н. “Мы играем, сочиняем!” — Москва, ЮВЕНТА, 2002г.

Кононова Н.Г. “Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах” — Москва, Просвещение, 1990г.

Симукова В. “А вы ноктюрн сыграть смогли бы?” — “Музыкальный руководитель” №3, 2005г.

Трубникова М. “Играем в оркестре по слуху” — Москва, 2000г.

Тютюнникова Т. “Уроки музыки. Система Карла Орфа” — Москва, АСТ, 2000г.

Тютюнникова Т. “Шумовой оркестр снаружи и изнутри” — “Музыкальная палитра” №6,2006г.

Читать еще:  Детские картинки осенние листочки
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector