Infest-event.ru

Инфест Эвент
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Старинные настольные игры для детей на руси

Старинные настольные игры для детей на руси

Русские народные настольные игры

Без игры скучно жить, игра развивает мышление, фантазию, логику, отвлекает, дает возможность погрузиться в иной мир и забыть про все проблемы. Мало кто сейчас помнит о древних народных играх, но они настолько полезны, от них еще пахнет домашней теплотой, нежностью и приятными тихими вечерами на коленях у бабушки. Можно вспомнить, какие веселые, добрые и занимательные эти русские народные игры в компании.

«Пизанские башенки 1+10»

Игра состоит из одного разноцветного полушария и десяти бесцветных шайб из дерева, рекомендуется для маленьких детей до 5-ти лет. Дети изучают мир с помощью ощущений, включая тактильные, следовательно, деревянная игрушка станет для ребенка приятной забавой, с которой ему будет легко справляться.. Первые игры, возможно, станут ощупыванием, постукиванием различными сторонами башенок.

Древняя игра «Бирюльки»

Она помогает развить такие качества, как:

Может быть разных типов.

В России играли в два типа игры в бирюльки: бирюльки-палочки и бирюльки, металлические бирюльки, изготовленные в токарных мастерских. Эти веселые настольные игры были популярны везде. Палочки, возможно, делались людьми самостоятельно в домашних условиях, а железные изготавливались из ценных металлов и другого и находили применение на изысканных вечерах в богатых семьях, они были очень востребованы.

Русское лото в обычном его виде, завезли из Европы в восемнадцатом веке. Очень быстро игра привлекла повышенное внимание, но первое время она, правда, могла быть только у богатых людей, так как очень дорого стоила.

Гусек больше всего подходит пожилым людям в различное время и пору года. Очень большое внимание этой игре уделяют охотники, иногда даже забывая про шашки или шахматы. Чтобы возможно было играть, приобретается обычная доска, на которой нарисована линия в виде спирали. На определенных участках обозначаются в кругах предметы: цифры, гуси, обычный двор, башня, кружало. По началу игры все кидают кости, сколько кому выпадет.

Большее число баллов разрешает делать ход первым, если удастся сразу поставить на Гуська, тогда разрешается двигаться взад и вперед, в зависимости от цифр. Если выпало меньше балов можно забираться в башню или двор. Когда пришлось зайти во двор, необходимо заплатить налог, если оказаться в башне, то пропускаются ходы до тех пор, когда кто-то другой не зайдет в башню. Станет победителем тот, кто первый доберется до последнего знака.

Может игра и не исконно русская, но после того, как ее завезли в Россию, переделывалась и приобрела настоящий русский колорит и душу.

Шашечная доска состоит из 64-х клеток. Целью игры является уничтожение всех шашек противника или забрать у него ход. Еще одним видом русских шашек являются поддавки и столбовые шашки (или башни).

Игра идет по темному полю, у каждого человека 12 шашек, их располагают по трем рядам в каждой стороне.

Шашки бывают простыми и в дамку. В начале игры все шашки простые. Когда они достигают последнего ряда по горизонтали, становятся в дамки.

Ходят в шашках в порядке очереди. Пропустить ход нельзя. Первыми всегда играют белые шашки. Простая ходит только вперед диагонально по одному ходу. Дамка может ходить диагонально в любом направлении.

Если простая шашка стоит рядом с шашкой противника, за которой есть свободное место, ее нужно перенести через эту шашку на пустое поле, в результате этого противник снимает свою шашку с доски. Если сразу появляется возможность забрать еще шашки противника, их следует забирать. Когда бой происходит через дамочное поле, простая шашка становится дамкой. Существует правило турецкого хода. Взятие шашки противника обязательно и делается вперед и назад. Когда есть варианты для взятия шашек, можно их выбрать по своему желанию.

Читать еще:  Застольные игры взрослых прикольные сидячие

Партия считается победной в таких случаях:

  • если один игрок сам сдается;
  • если игрок уже не может произвести следующий ход, так как ему уже некуда ходить.
  • если у одного из противников побиты все шашки.

Игры на Руси: бирюльки, закидушки, кольцебросы…

На фоне масштабных исторических исследований последнего времени выяснилось, что мы на удивление мало знакомы с происхождением и эволюцией русской игрушки. Между тем достоверно установлено, что уже к X веку на Руси существовала традиция игрушечного ремесла.


_

Игрушка входила в обиход если не каждой семьи, то во всяком случае очень и очень многих. Функция её не ограничивалась домашними забавами, игрушку использовали в том числе и в мероприятиях праздничных, в дни ярмарок и народных гуляний.

Первоначально главными центрами игрушечного производства были Киев и Новгород. Впоследствии центры игрушечного дела переместились в Москву и Сергиев Посад. Типов и разновидностей русской игрушки существовало великое множество, причём традиции изготовления передавалась из века в век. Эти предметы создавались мастерами в основном из дерева, глины, папье-маше, гипса и тканей. Лучшие образцы снабжались пищалками, имели на поверхности уникальную роспись и даже сложные встроенные внутрь механизмы. Игрушки нужны, чтобы с ними играть, и русские народные забавы включали в себя развлечения с применением игрушек. Особую и очень популярную группу игр образуют развлечения на тренировку ловкости и глазомера:

и им подобные подвижные игры.

В некоторых из них используются простейшие предметы: мячи, камешки, палки и биты. Другие требуют более сложного инвентаря. Например, закидушка – это особая разновидность игрушки в виде основания с отверстиями или чашеобразными полостями с прикреплённой к нему нитью, на конце которой закрепляется шарик. Держа руками основание, необходимо умудриться так подбросить шарик на нити, чтобы он попал в одно из отверстий или уместился в ёмкости. Форма основания может быть самой разной: от простой плоской формы с отверстиями до вертикальной чаши на ручке.

Игра в бирюльки – старинная настольная игра на развитие глазомера и мелкой моторики. Задача игроков – вытащить из кучки предметов один, не потревожив остальные и не рассыпав кучку. Игрок, который не справился, передаёт ход другому. Выигрывает тот, кто вытащил больше всех предметов. Сами бирюльки могут означать что угодно или не означать ничего. То есть форма этих игрушек может напоминать форму реальных предметов, а может быть и произвольной. Бирюльки можно тянуть из кучки руками, а можно специальным крючком. Для крючка в бирюльках проделывают ушки или отверстия.

Идея игры в кольцебросы напоминает правила для закидушек. И тут и там игрок бросает предметы с целью попасть в точно очерченную игровую зону. Просто в кольцебросах бросается не шарик, а кольцо. Бросается так, чтобы насадить кольцо на один из штырьков специально изготовленного основания. Форма основания может быть любой, по его периметру и площади располагаются вертикально установленные штырьки. Главное, чтобы основание было достаточно массивным и устойчивым, чтобы не перевернуться после очередного броска.

Существовало и повсеместно использовалось множество других типов игрушек. К той же группе игр на глазомер можно отнести метание ножей или стрельбу из лука, что требует довольно серьёзных приспособлений. А также мечи и деревянные сабли, на которых, играючи, охотно дрались наши предки. В другую категорию входили игрушки чисто развлекательного плана: деревянные кони-каталки, лодочки и игрушечные сани. Отдельную нишу занимают игрушки ритуального назначения. Для настольных игр изготавливались оригинальные по форме и исполнению фишки, кости и игральные доски.

Читать еще:  Загадки для компании за столом

Экскурсия «Игры и забавы» в этнографическом парке

ЭТНОМИР, Калужская область, Боровский район, деревня Петрово


_

Ежедневно – в выходные и будние дни – в парке-музее «ЭТНОМИР» проводятся до 10 увлекательных экскурсий для детей и взрослых по программе дня, а также всегда доступны для заказа индивидуальные и групповые экскурсии.

Экскурсионная программа «Игры и забавы» проводится в специально оборудованной «детской» избе, возле которой расположен памятник маленькому Саше Пушкину и его няне – Арине Родионовне.

Участники экскурсии познакомятся с правилами игры в кубарь и узнают, какие ещё детские забавы были популярны в старину. Некоторые названия покажутся знакомыми, а некоторые вы услышите в первый раз: бегунок, мотальщики, малечина-калечина, закидушка.

А знаете ли вы, для чего создавались первые погремушки и как они защищали детей? В каких странах были распространены погремушки? Почему эта игрушка была выполнена именно в виде шарика на ручке и зачем на неё наносились узоры? Ответы на эти вопросы вас ждут в «детской избе» на экскурсии «Игры и забавы».

Русские народные игры

1. Зелёная репка
Все играющие встают в круг, берутся за руки, поют песню:
Зелёная репка, держись крепко,
кто оборвётся, тот не вернётся.
Раз, два, три.
На счёт «три» все проворачиваются вокруг себя кому как захочется, но руки стараются не расцеплять. Кто разорвёт руки, входит в круг, остальные повторяют песню. И так несколько раз.

2. На стульчике
Один из играющих сидит в кругу на стульчике или на пенёчке. Все стоят вокруг него и проговаривают слова:
Сам сижу на стульчике,
сам сижу на крашеном.
Кто меня любит,
тот меня скупит.
Кто меня скупит,
три раз поцелует!
Раз, два, три!
На счёт «три» все бегут к сидящему. Кто первый до него добежит и поцелует (или прикоснётся) три раза в щёку, тот садится в круг и всё повторяется сначала.

3. Заря-Зареница
В центре укрепляется (или один из играющих держит) шест, на котором закреплены разноцветные ленты (длиной около 2 м ). Выбирается водящий, который стоит или идёт вокруг играющих, остальные берутся за концы лент и начинают ходить вокруг шеста с песней:
Заря-Зареница – Красная девица
по полю ходила, ключи обронила,
ключи золотые, ленты голубые.
Раз, два – не воронь,
беги, как огонь!
На слове «огонь» водящий дотрагивается до того, кто оказался напротив него (или кого он себе заранее приглядел), тот бросает конец своей ленты и они в разные стороны бегут вокруг играющих. Кто первый схватит свободную ленту, тот становится в круг, опоздавший остаётся водить.

4. Дударь
Выбирается Дударь, становится в круг. Вокруг него идёт хоровод и поёт песню:
Дударь, Дударь, Дударище
старый, старый старичище.
Его под колоду, его под сырую,
его под гнилую.
– Дударь, Дударь, что болит?
Дударь показывает и называет, что у него болит (рука, голова, спина, коленка и т.д.), все кладут руки друг другу на это место и снова начинают ходить по кругу с песней.
Дударь, Дударь, Дударище
старый, старый старичище. и т.д.
Когда надоест играть, Дударь говорит: «Выздоровел!»

5. Капустка
Все берутся за руки, начинают петь песню:
Ах, капустка, рассадка моя,
только милому досадка одна.
Ах, капустка, легко стелется –
двое ходят – третий сердится.
Ах, капустка, золотой корешок,
а мой милый – золотой женишок!
Со словами: Вейся, вейся, завивайся круг в одном месте (возле ведущего) разрывается и все начинают, как спираль закручиваться вокруг одного из концов (где нет ведущего).
Затем со словами: Вейся, вейся, развивайся ведущий начинает быстро раскручивать спираль (можно – быстро, змейкой и восьмёркой, рывками).

Читать еще:  Игры за столом для компании взрослых

6. Змея
«Змея» ходит перед игроками со словами:
Я змея, змея, змея,
я ползу, ползу, ползу.
Подходит к одному из игроков:
– Хочешь быть моим хвостом?
– Хочу!
– становись за мной!
Идут вдвоём:
Я змея, змея, змея,
я ползу, ползу, ползу.
Подходят к другому игроку:
– Хочешь быть моим хвостом?
– Хочу!
–Ползи!
Игрок должен проползти между ногами «змеи» и стать её «хвостом». И так далее, пока не соберут всех желающих.

7. Вариант ЖМУРОК .

Выбираются ЖМУРКА и БУБЕНЕЦ.

Они находятся внутри хоровода. Жмурке повязывают повязку, Бубенцу дают в руки бубенец! Кто-нибудь раскручивает Жмурку, все хором скандируют:
Трынцы-брынцы бубенцы
Позолочены концы
Кто в бубенчики играет,
Того жмурка не поймает!
После чего Жмурка ловит Бубенца. Остальные держут круг и активно «болеют» за кого-нибудь и дают подсказки» Потом Бубенец становится Жмуркой и выбирают (можно по считалке) нового Бубенца. Если народу много, то можно наверное сразу нескольких Бубенцов запустить.

Две команды. Играющие встают через одного от каждой команды лицом к центру круга, который они образуют. Они берутся за руки и бегут по кругу. При этом забегать в центр круга, то есть наступать на «сковороду», нельзя — обожжешься, лишив команду одного очка.

Услышав команду: «Сажай!», все останавливаются и начинают тянуть внутрь круга — «сажать на сковороду» — своих сосе­дей-противников. Делать это надо, упираясь ногами, чтобы не попасть туда самому.

По команде: «Поддай огоньку!» — все опять бегут по кругу. Так повторяется до тех пор, пока в одной из команд все не «испекутся». Иногда на «сковороду» кладут комки снега — «оладьи». Тогда можно наступать на круг, главное — не наступить на «оладьи».

Выбирается водящий. Играющие образуют круг. В центре с закрытыми глазами стоит водящий. Все ходят вокруг него и поют:

Отгадай, чей голосок,
Становися во кружок
И скорей кого-нибудь
Своей полочкой коснись.
Отвечай поскорей,
Отгадать поторопись!

Затем останавливаются, а водящий ощупывает у всех головы. Тот, кого он верно назовет по имени, идет в круг водящим.

10. Игра «Медом или сахаром»

Играющие делятся на две команды: выбирают кем быть – медом или сахаром. Затем берут палку и тянут ее за оба конца. Соревнуются, на чей стороне больше меда или сахара.

11. Игра «Огородник и воробей»

По считалке выбирается «огородник» и «воробей». Остальные берутся за руки, образуя круг, «огородник» поёт:

Эй, воробей, не клюй конопель,
Не своих, ни моих, ни соседовых.
Я за эту конопель тебе ножку перебью.

«Огородник» бежит ловить «воробья». Дети в круг воробья пускают и выпускают. Поймав «воробья», «огородник» меняется с ним местами или выбираются новые водящие.

12. Игра «Солнышко»

По считалке выбирают водящего – «Солнышко». Остальные дети встают в круг. «Солнышко» стоит посредине круга, все поют:

Гори, солнце, ярче!
Лето будет жарче,
А зима теплее,
А весна милее!

Первые две строчки идут хороводом, на последующие две поворачиваются лицом друг к другу, делают поклон, затем подходят ближе к «Солнцу», оно говорит «ГОРЯЧО!» и догоняет детей. Догнав играющего, дотрагивается до него, ребёнок замирает и выбывает из игры.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector