Infest-event.ru

Инфест Эвент
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Блокада ленинграда сценарии

Сценарий праздника ко Дню снятия блокады Ленинграда «Мы вспомним те годы, блокадные…»

Ольга Маликова
Сценарий праздника ко Дню снятия блокады Ленинграда «Мы вспомним те годы, блокадные…»

Сценарий праздника ко Дню снятия Блокады Ленинграда

«Мы вспомним те годы, блокадные…»

для старшего дошкольного возраста.

Блокада Ленинграда длилась 872 дня с 8 сентября 1941 года. Блокадное кольцо было прорвано 18 января 1943 года, а 27 января 1944 года блокада Ленинграда была снята полностью.

1. Прививать любовь детей к Отечеству, гордость за его культуру,

воспитывать чувства патриотизма, уважение к прошлому своего народа;

2. Расширять исторические знания детей о блокаде Ленинграда;

3. Воспитывать любовь и уважение к ветеранам Великой Отечественной войны,

знакомить с людьми, прославившими нашу Родину.

1. Пробудить в детях чувство сострадания, переживания и гордости за стойкость

своего народа в период блокады Ленинграда и на протяжении всей

Великой Отечественной войны с помощью музыкальных произведений и

2. Формировать духовно-нравственные отношения и чувство сопричастности

к культурному наследию своего народа;

3. Формировать умение слушать окружающих.

мультимедийное сопровождение мероприятия, плакаты и картинки с изображениями

блокадного Ленинграда, «Ленточки ленинградского Дня Победы», рисунки воспитанников, фонограммы песен о войне.

Дети входят в зал под песню «Дети Блокады»

Ведущий1: Сегодня мы с вами собрались в этом зале, чтобы вспомнить подвиг Ленинграда.

22 июня 1941 года. Воскресное утро выдалось солнечным, теплым, тихим. Без предупреждения гитлеровские войска напали на нашу Родину. Началась ВОВ. К 10 ИЮНЯ 1941г. Немецкие войска подошли к Ленинграду на расстояние 180 — 200 км. А 8 сентября врагу удалось сомкнуть кольцо. Слайд 1 Кольцо

Началась блокада Ленинграда, которая продолжалась 900 дней.

Ребенок читает стих М. А. Кисилевой «ДАВАЙТЕ ВСПОМНИМ О БЛОКАДЕ»

Давайте вспомним о блокаде,о ней никак нельзя забыть:

Тревожные те дни и ночи, что довелось вам пережить.

Тех, кто погиб под вражеским обстрелом, с тобою мы запомним навсегда.

Боролись вы, чтоб одержать победу, чтоб не было фашизма никогда.

Ведущий2: Ребята, давайте вернемся в то время, когда наш город назывался Ленинградом, а ваши прадедушки и прабабушки были еще совсем юными, но на их долю выпали тяжкие испытания.

Звучит пьеса «Времена года. Июнь» П. И. Чайковского. Дети читают стихи.

Весной сорок второго года

множество ленинградцев

носило на груди жетон —

ласточку с письмом в клюве.

Сквозь года, и радость, и невзгоды

вечно будет мне сиять одна —

та весна сорок второго года,

в осажденном городе весна.

Маленькую ласточку из жести

я носила на груди сама.

Это было знаком доброй вести,

это означало: «Жду письма».

Этот знак придумала блокада.

Знали мы, что только самолет,

только птица к нам, до Ленинграда,

с милой-милой родины дойдет.

…Сколько писем с той поры мне было.

Отчего же кажется самой,

что доныне я не получила

самое желанное письмо!

Чтобы к жизни, вставшей за словами,

к правде, влитой в каждую строку,

совестью припасть бы, как устами

в раскаленный полдень — к роднику.

Кто не написал его? Не выслал?

Счастье ли? Победа ли? Беда?

Или друг, который не отыскан

и не узнан мною навсегда?

Или где-нибудь доныне бродит

то письмо, желанное, как свет?

Ищет адрес мой и не находит

и, томясь,тоскует: где ж ответ?

Или близок день, и непременно

в час большой душевной тишины

я приму неслыханной, нетленной

весть, идущую еще с войны…

О, найди меня, гори со мною,

ты, давно обещанная мне

всем, что было,- даже той смешною

ласточкой, в осаде, на войне…

Звучит песня » Не надо войны»

1. Хотели враги Ленинград уничтожить, стереть этот город с земли,

Но захватить и прорвать оборону фашисты никак не смогли

Ведущ 2 2. Враги окружили наш город, в блокадном кольце Ленинград.

Над Лиговским, Невским проспектом снаряды и пули летят.

Ведущ 1 Рано зима в этот год наступила. Морозы пришли, холода.

И в мирную жизнь ленинградцев ворвалась нежданно беда.

Очень быстро враги оказались рядом с городом. Днём и ночью они бомбили и обстреливали Ленинград. Полыхали пожары, разрушались дома, заводы.

Опустели цеха заводов и фабрик. Потому что много рабочих ушло на фронт. Они стали солдатами и матросами. Но заводы должны работать. Идет война, солдатам нужны мины, пушки, гранаты, пулеметы. Кто же их будет делать? Ведь у станков остались только пожилые рабочие, которых не взяли в армию. Тогда на заводы пришли женщины и подростки.Подростки сказали: «Мы научимся работать на станках наших отцов и старших братьев. Мы своей работой поможем отстоять Ленинград от проклятых фашистов». Юные ленинградцы вместе с взрослыми рыли окопы, делали светомаскировку, дежурили в госпиталях, пушили зажигательные бомбы, собирали цветной металл.

Ведущий2 : Несмотря на такое тяжёлое время, работали детские сады, школы. И те дети, которые могли ходить, учились в школе. И это тоже был подвиг маленьких ленинградцев.

В конце ноября 1941 г. ударили сорокаградусные морозы. Замёрзли водопроводные трубы, жители остались без воды. Вскоре в городе закончилось топливо. Перестали работать электростанции, в домах погас свет. Ленинградцы начали устанавливать в комнатах печки-времянки. В них приходилось сжигать мебель и книги. Но такого топлива хватало ненадолго. В городе заканчивались продовольственные запасы, люди голодали.

Сценка дети: (Брат и сестра в ожидании матери.)

Сестра: Как холодно! И мама не идет.

Быть может, хлебушка она нам принесет

Ну, хоть бы крошечку где отыскать!

Голодной страшно мне идти в кровать.

Брат: А разве я есть не хочу? Хочу!

Но все равно молчу.

Ведь там, где папа наш сейчас,

Потяжелее, чем у нас.

Хоть разрываются снаряды здесь,

Но дом у нас с тобою есть.

Вот, правда, враг недалеко,

Ну, а кому сейчас в стране легко?

Сестра: А помнишь блинчики с вареньем,

Которые по праздникам пекла она?

Сейчас я съела б все одна!

Брат: Опять ты о еде заговорила!

Уж лучше б душу не травила!

Чем чаще вспоминаешь ты о ней,

Тем голод чувствуешь сильней.

И мне воспоминанья эти не нужны.

Сестра: А вот и мамины шаги слышны!

Брат: Не вздумай хныкать перед ней!

Дай отдохнуть сначала ей.

Мама: Я покушать принесла. Достает детям кусочки хлеба.

Звучит песня » не отнимайте солнце у детей»

Ведущий 1: Сколько испытаний принесла блокада! Город был изолирован от Большой земли. Поэтому катастрофически уменьшались нормы выдаваемых продуктов.

Слайд 3 (Карточка на хлеб и кусочек хлеба) Вот такой кусочек хлеба получали ленинградцы по карточкам на целый день. Хлебу цену знает каждый ленинградец, маленький кусочек 125 грамм. Вы знаете, как едят блокадный хлеб? Нет? Я раньше тоже не знала… Я научу вас. Надо положить пайку на ладонь и отломить крохотный кусочек. И долго-долго жевать его, глядя на оставшийся хлеб. И снова отломить. И снова жевать. Надо как можно дольше есть этот крохотный кусочек. А когда весь хлеб будет съеден, подушечками пальцев соберите на середину ладони крошки и прильните к ним губами, словно хотите поцеловать их…Чтобы ни одна крошка не пропала… ни одна крошечка. Этот кусочек хлеба, кружка кипятку, ложка жиденькой каши – вот и весь обед блокадного жителя. Конечно, это не хватало. Люди ослабевали.

Ведущий 2 Одни умирали от голода, другие замерзали на улицах, потому что были не способны дойти до дому. Некоторые падали от изнеможения прямо у рабочих станков. Более 800 тысяч человек скончались от голода в блокадном Ленинграде.

Слайд 4 Дорога ЖИЗНИ

Ведущий1 : 21 ноября 1941 года по тонкому льду Ладожского озера начала действовать дорога, которую ленинградцы назвали «Дорогой Жизни».

Стих ребенок 6гр: «Чтобы жизнь спасти ленинградцам

Зимой в 41-м году

С хлебом шли в город машины

По Ладоге, прямо по льду

Бомбёжки, метели, заносы…

Уходят машины под лёд,

Но каждый шофёр твёрдо верил,

Что город любимый спасёт.

Ведущий 2: Значение Ладожской трассы огромно, она спасла тысячи жизней. Сейчас на Ладожском озере находится музей, есть памятник «Разорванное кольцо»

Слайд 5 Разорванное кольцо

Огромная конструкция высотой 7 метров и весом более 30 тонн представляет собой две разомкнутые арки. Арки — это блокада, разрыв между ними — это и есть символ, теперь уже вечной, Дороги жизни. Монумент установлен в 1966 году.

Ведущий1 : Два с половиной года фашисты осаждали город-герой, но так и не смогли сломить его защитников. 27 января 1944 года блокада Ленинграда была окончательно снята. Впервые за 28 месяцев ленинградцы, не опасаясь бомб и снарядов, вышли на израненные, но прекрасные и праздничные улицы, площади, набережные. Город праздновал своё освобождение, за которое заплатил дорогой ценой – сотни тысяч ленинградцев погибли от голода, сотни тысяч солдат погибли под Ленинградом, защищая город и участвуя в прорыве блокады.

Слайд 6 САЛЮТ 27 января 1944 года блокада Ленинграда была окончательно снята. Все праздновали победу, на улицах все обнимали друг друга. Давайте и мы с вами отпразднуем победу.

Игровое упражнение: «Салют»

Ведущий 2 : За мужество, за храбрость, за самоотверженный труд в годы войны нашему городу было присвоено звание – Город-герой Ленинград

В память героям Ленинграда открыто много мемориалов

Слайд 5 Пискаревское кладбище

Ведущий 1 На том месте, где были массовые захоронения ленинградцев, погибших от голода, бомбежек и обстрелов за девятьсот дней блокады, возвели мемориал – Пискаревское мемориальное кладбище.

Также на территории Пискаревского кладбища есть мемориал Родина-мать

Вечный огонь никогда не погаснет, как память о тех, кто наш город сберег,

О тех, кто работал, сражался отважно и для победы сделал, что мог.

Во Всеволожском районе Ленинградской области на 3 км Дороги жизни создан в память о погибших детях Мемориальный комплекс «Памятник детям блокадного Ленинграда. Цветок жизни»

Ведущий1 : Давайте встанем, помолчим, почтим героев Ленинграда,

Всех, чьи жизни унесла в суровый час блокада.

Ведущий2: Спасибо тем, кто город отстоял, кто выжил в страшную блокаду,

Кто восстанавливал, из пепла возрождал.

Спасибо вам, герои Ленинграда!

Вручение цветов и подарков ветеранам-блокадникам. (если будут)

Дети выходят под песню «Дети Блокады»

Сценарий: «Страницы блокадного Ленинграда» Сценарий: «Страницы блокадного Ленинграда»

Сценарий : «Страницы блокадного Ленинграда»

Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ через изучение истории блокадного Ленинграда, подвига, совершённого его жителями.

1. Привлечь внимание к истории нашей Родины.

2. Воспитывать чувство патриотизма, сознательности, сопричастности к великим историческим событиям.

3. Расширить кругозор учащихся в рамках исторически значимых событий нашей страны через книги и журналы.

Читать еще:  Кузькины забавы сценарий для детей

4. создать условия для более глубокого ознакомления детей и подростков событиями блокадных лет, примерами боевых и трудовых подвигов наших соотечественников во имя свободы и независимости Родины;

5. воспитывать уважение к ветеранам Великой Отечественной войны и блокадникам.

метод накопления материала: подборка стихотворений авторов по теме классного часа, изучение литературы по истории Великой Отечественной войны, оформление творческих работ Анализ собранного материала, подготовка наглядного материала,подготовка выставки литературы (рисунков, сочинений и т.д.)

Оборудование: Компьютер, телевизор, презентация, видео, книги о героях Великой Отечественной войны

Блокадники, свидетели беды,

страданьями отмеченные лица…

В Неве так много утекло воды –

но прошлому вовеки не забыться.

Я говорю с тобой под свист снарядов,

угрюмым заревом озарена.

Я говорю с тобой из Ленинграда,

страна моя, печальная страна…

Кронштадтский злой, неукротимый ветер

в мое лицо закинутое бьет.

В бомбоубежищах уснули дети,

Ночная стража встала у ворот.

Над Ленинградом – смертная угроза…

Бессонны ночи, тяжек день любой.

Но мы забыли, что такое слезы,

что называлось страхом и мольбой. (Ольга Берггольц).

Добрый день уважаемые ребята. Сегодня мы в очередной раз пролистаем страницы «Памяти». Течет река времени. Но и сегодня наши ветераны, труженики тыла, дети воины помнят тот страшный день, когда настежь распахнулись огромные двери войны. Ведь история знает немало примеров героической обороны крепостей и городов. Но легенды седой старины и трагические страницы не столь далекого прошлого бледнеют перед той несравненной эпопей человеческого мужества, стойкости и самоотверженного патриотизма, какой была 900 дневная оборона осажденного Ленинграда в годы Великой Отечественной войны Одной из самых страшных страниц Великой Отечественной войны 1941 — 1945 годов была блокада Ленинграда. Давайте ещё раз вспомним, как это происходило.

Решением Российского правительства 27 января было объявлено Днем воинской славы России. В этот день в 1944 г. была снята блокада города Ленинграда (ныне Санкт-Петербурга). Подвигу советских людей в Великой Отечественной войне против фашистских захватчиков посвящается наш классный час. В 2020 году 75 лет победы в Великой Отечественной войне. Вновь и вновь время напоминает нам про Великую Отечественную войну 1941-1945 годов, самую тяжелую и жестокую из всех войн в истории нашей страны.

Из книг, журналов, встреч с ветеранами мы знаем, что город подвергся страшнейшим лишениям и пыткам. Враг рассчитывал, что пробудит в ленинградцах самые низменные животные инстинкты. Он был уверен, что голодающие, мерзнущие, жаждущие люди вцепятся друг другу в горло из-за куска хлеба, из-за глотка воды, возненавидят друг друга, начнут роптать, перестанут работать, в конце концов, сами сдадут город.

В кольце блокады Ленинграда оказалось 2 млн. 887 тыс. человек. С первых дней сентября 1941 года в Ленинграде вводятся продовольственные карточки. В городе закрываются столовые. В связи с истекающими запасами муки продолжали снижаться нормы выдачи хлеба .И не даром ветераны и труженики тыла при встречах с нами напоминают нам о корочке, крошке хлеба.

В октябре начался голод. С 20 ноября 1941 года пятый раз сокращается хлебный паек: рабочие стали получать в сутки 250 г хлеба, а неработающие по 125 г хлеба в сутки. Крошечный почти невесомый ломтик:

Сто двадцать пять блокадных грамм

С огнем и кровью пополам.

На защиту родного города поднялись все ее жители. В короткий срок он был превращен в город — крепость. В нем построили 35 км баррикад, 4170 дотов, 22 тысячи огненных точек. Вместе с взрослыми ребята дежурили на чердаках и крышах при налетах вражеской авиации. Они тушили зажигательные бомбы, возникшие пожары. Их называли часовыми ленинградских крыш.

С каждым днем в городе таяли запасы продовольствия. Были сокращены нормы. Рабочие получали в день хлеба по 250 грамм, а служащие и дети по 125 грамм. Муки в этом хлебе почти не было, его выпекали из отрубей, опилок, целлюлозы. Хлеб был почти единственным питанием ленинградцев.

Зимой 1941-1942 года в городе не было топлива и электроэнергии. Люди, истощенные голодом, измученные непрерывными бомбежками жили в невыносимых условиях. Холод сделал своё дело. .В домах не было воды, люди ходили под обстрелами на Неву Смерть входила во все дома. Свыше 640 тысяч ленинградцев погибло от голода.

Голос Родины, голос России

Были годы горя и утрат,

Был в кольце блокады Ленинград…

Голос Родины, голос России

Над землею гремел, как набат.

Я слышал твой голос, Родина,

Под обстрелом, в окопах, в огне:

«Не забывай о пройденном,

Помни о завтрашнем дне!»

Я слышал твой голос сквозь тучи…

Шла усталая рота вперёд…

Солдат становится бесстрашным и могучим,

Когда его Россия позовёт .( Николай Добронравов)

Мы с вами работали над сбором материалов и информации о печальной истории 11-летней ленинградской девочки Тани Савичевой. Узнали, что большая семья Савичевых жила на Васильевском острове. Блокада отняла у девочки родных и сделала ее сиротой. В те жуткие дни Таня сделала в записной книжке девять коротких трагических записей. Эти записи мы разместили на нашем стенде в библиотеке.

«Женя умерла 28 декабря в 12.00 ч. утра 1941 года»

«Бабушка умерла 25 января в 3 ч. дня 1942 года»

«Лека умер 17 марта в 5 ч. утра 1942 года»

«Дядя Вася умер в 2 ч. ночи 14 апреля 1942 года»

«Дядя Леша умер 10 мая в 4 ч. дня 1942 года»

«Мама умерла 13 мая в 7 ч. 30 мин. утра 1942 года»

«Осталась одна Таня»

А что же стало с самой Таней?

При первой же возможности Таню Савичеву вместе со 140 другими истощенными голодом ленинградскими детьми эвакуировали в Горьковскую (ныне — Нижегородскую) область. Жители несли детям, кто что мог, откармливали и согревали сиротские души. Многие из детей окрепли, встали на ноги. Но Таня так и не поднялась. Врачи в течение 2-х лет сражались за жизнь юной ленинградки, но гибельные процессы в ее организме оказались необратимыми. У Тани тряслись руки и ноги, катастрофически падало зрение, её мучили страшные головные боли.

Умерла Таня 1июля 1944 года. Её похоронили на кладбище посёлка Шатки, где она и покоится под мраморным надгробием. А в мае 1972 года был открыт памятник на её могиле. Это стела с барельефом девочки и страничками из её дневника. Танины записи вырезаны и на сером камне памятника «Цветок жизни», под Санкт-Петербургом, на 3-ем километре блокадной «Дороги Жизни».

В школе №35 города С.-Петербурга, где до войны она училась, открыт посвященный ей музей. В осажденном городе работали 39 школ. Местом учебы стали и некоторые бомбоубежища жилых зданий. Даже в жутких условиях блокадной жизни, когда не хватало еды, воды, дров, теплой одежды, многие дети учились. А. Фадеев писал: «И самый великий подвиг школьников Ленинграда в том, что учились. Учились ни смотря, ни на что». Опасен и тяжел был путь в школу. Ведь на улицах часто рвались снаряды, и идти приходилось через снежные заносы.

В школах и бомбоубежищах стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках и рукавицах. Руки мерзли, а мел выскакивал из пальцев.

Сколько их: кто не дожил, не дошел?

Синим химическим карандашом

Голод блокады писал без затей

Девять страниц – только даты смертей

Это потом в полевых вещмешках

На просоленных солдатских плечах

В Нюрнбергский суд.

Это потом доверять дневникам

Девочки в городе, где по утрам

… «Таня одна…» И завыли гудки

Ангел тихонько из детской руки

Взял карандаш…(Великжанин Павел)

Город не просто жил, он давал фронту танки и самолеты. Промышленность города за 900 героических дней дала фронту более 2000 танков, 1500 самолетов, 150 тяжелых орудий, 12000 минометов и пулеметов, 10 миллионов снарядов и мин.

На заводы и фабрики пришли мальчишки и девчонки, досрочно выпущенные из ремесленных училищ. Многие из них становились на подставки, чтобы достать рычаги своих станков.

Много фотографий, рисунков рассказывают, как подростки-рабочие работали в невыносимых условиях. Голодные, изможденные, они по 12-14 часов не выходили из промерзших цехов и вносили свой вклад в разгром врага.

Страна помогала Ленинграду в его героической борьбе. С Большой земли в осажденный город с невероятными трудностями доставляли продукты и топливо. Оставалась узкая полоска воды Ладожского озера. Но поздней осенью Ладога замерзла и эта единственная ниточка, связавшая город со страной оборвалась.

И тогда по Ладожскому озеру проложили автомобильную трассу. От нее зависело спасение жителей города, обеспечение фронта всем необходимым .22 ноября 1941 года по еще неокрепшему льду пошли первые грузовики с мукой.

«Дорогой жизни» шел к нам хлеб,
Дорогой жизни многих к многим.
Еще не знают на земле
Страшней и радостней дороги. (О. Бергольц)

Вплоть до 23 апреля 1942 года по Ладожскому озеру непрерывно двигались автоколонны с продуктами, а обратно на Большую Землю вывозили детей, раненых, истощенных людей.

Дорогой жизни шёл к нам хлеб,

Дорогой дружбы многих к многим.

Ещё не знают на земле

Страшней и радостней дороги!

Скольких людей спасла эта дорога!

Народ очень точно назвал ее «дорогой жизни». Наконец наступила весна 1942 года. Но с весной пришли новые заботы. Зимой город не очищался. Людям угрожала эпидемия. Голодные, измученные за зиму, они приводили в порядок дворы, улицы.Летом была вскопана и засеяна каждая полоска земли: на пустырях, в парках.

Войска Ленинградского и Волховского фронтов получили приказ — в январе 1943 года прорвать блокаду!

18 января 1943 года вражеское кольцо было прорвано. Но окончательное освобождение наступило только через год. 13 января 1944 года войска Ленинградского и Волховского фронтов при активной поддержке Балтийского флота и отрядов партизан начали операцию по ликвидации вражеских группировок. За две недели они разгромили 18 немецкую армию, отбросили оккупантов на 650-1000 километров от Ленинграда, освободили более 800 городов и деревень. Город полностью был освобожден от блокады.

В честь выигранного сражения 27 января 1944 года над Невой прогремели 24 залпа торжественного салюта

Такого дня не видел Ленинград!
Нет, радости подобной не бывало…
Казалось, что все небо грохотало,
Приветствуя великое начало
Весны, уже не знающей преград.
Гремел неумолкаемо салют
Из боевых прославленных орудий,
Смеялись, пели, обнимались люди…(В. Рождественский)

Подвиг в войне — это не только подвиг на поле боя, но и вера, надежда, мужество, стойкость, героизм, патриотизм простых людей, вынесших на себе трудности блокадного Ленинграда.

Мы должны сохраним память о героизме и стойкости героев Великой Отечественной войны, о мужестве, настоящем патриотизме простых людей, вынесших на себе трудности блокадного Ленинграда.

Читать еще:  Веселые сценарии на свадьбу

Победа в Великой Отечественной войне явила всему миру не только мощь нашего оружия, но и мощь русского духа. Эта Победа – определяющая веха в истории России. Эта Победа – память, которая объединяет народы!

Понравился ли вам наш классный час?

Что вы почувствовали от увиденного и услышанного? (ответы детей)

Ребята, война давно закончилась, прошло много лет. А люди помнят о ней, передают рассказы о тех страшных годах. Как вы думаете, почему? (ответы детей)

Мы должны помнить, чтобы больше никогда не допустить. Мы стремимся к миру на всей планете. Нам жизнь дана на добрые дела. И если каждый передаст частичку своего тепла, мира, спокойствия другому, все будут жить в мире и согласии. (ответы детей)

В холода, когда бушуют снегопады,

В Петербурге этот день особо чтут, –

Город празднует День снятия блокады,

И гремит в морозном воздухе салют.

Это залпы в честь свободы Ленинграда!

В честь бессмертия не выживших детей…

Беспощадная фашистская осада

Продолжалась девятьсот голодных дней. ( Татьяна Варламова)

Мухина Л. «. Сохрани мою печальную историю. »: блокадный дневник Лены Мухиной / [отв. ред. В. М. Ковальчук ; вступ. ст. С. В. Ярова; подгот. к публ. и коммент.: В. М. Ковальчук и др.; Рос. акад. наук, С.-Петерб. ин-т истории]. -Санкт-Петербург: Азбука, 2011. -361, [2] с., [8] л. ил.

НикольскийА. С. Ленинградский альбом: рисунки, гравюры, проекты военных лет / А. С. Никольский ; сост. О. Н. Смелков. -Ленинград : Искусство, 1984. -252 с.: ил.24.

Подвиг Ленинграда 1941-1944 : документально-художественный сборник. -Москва: Военное издательство Министерства обороны СССР, 1960. -620 с.: ил.

Селиванов В.Н. Стояли как солдаты.Блокада. Дети. Ленинград/ В.Н.Селиванов.-Спб.: ЭГО, 2002.-222с.: ил., фото.

Шестинский О.Н. Голоса из блокады: Рассказы/ О.Н.Шестинский; Худож. В.Медведев.-М.: Сов. писатель, 1989.-366с.: ил.

Классный час «Блокада Ленинграда»

Классный час «Блокада Ленинграда» рассчитан на учеников среднего и старшего звена.

Цели занятия:

  1. формирование гражданского самосознания, уважения к историческому прошлому нашей Родины;
  2. используя умения сравнения, обобщения, помочь учащимся определить задачи, которые стояли перед жителями города, пути решения этих задач;
  3. вызвать у школьников чувство сопереживания с трагической судьбой ленинградцев, восхищение и гордость за народ, проявивший стойкость и мужество в схватке с врагом;
  4. развивать познавательную активность в области знаний об истории своей страны.

Задачи:

  1. Познакомить ребят с понятием блокада;
  2. Познакомить со страшным периодом в жизни нашей страны на основе поэтического творчества;
  3. Пробудить в детях чувство сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда и на протяжении всей Великой Отечественной войны с помощью музыкальных произведений и поэтической литературы.

Ход классного часа (сопровождается презентацией)

Ученик читает стихотворение.

А вы, мои друзья последнего призыва!
Чтоб вас оплакивать, мне жизнь сохранена.
Над вашей памятью не стыть плакучей ивой,
А крикнуть на весь мир ваши имена!
Да что там имена!
Ведь всё равно — вы с нами.
Все на колени, все!

Учитель: сегодня наш классный час посвящен одной из самых страшных страниц времен Великой Отечественной войны – блокаде Ленинграда.

Учитель: стук метронома отсчитывает недели, месяцы, года блокады Ленинграда – она началась 8 сентября 1941 года, когда город был взят в кольцо и отрезан ото всего внешнего мира.

8 сентября в 18 часов 55 минут на город обрушился невиданный ранее удар авиации. Было сброшено 6327 зажигательных бомб. После этого в городе остался недельный запас продуктов.

Ученик читает стихотворение.

Мы рыли рвы – хотелось пить.
Бомбили нас – хотелось жить.
Не говорилось громких слов.
Был ДОТ на каждом из углов.
Был дом – ни света, ни воды,
Был хлеб – довесочек беды.
Сон сокращался в забытьё,
Быт превращался в бытиё.
Была судьба на всех одна,
Мы растеряли имена.
Мы усмиряли потный страх,
Мы умирали на постах,
Мы умирали…
Город жил,
Исполнен наших малых сил.

Учитель: В осажденном городе люди ежедневно, без всяких опозданий ходили на работу, работали по 12-14 часов в сутки. Дежурили по ночам на заводах. Трамваи и автобусы не ходили, и весь путь от дома до работы шли пешком.

Мужчины, женщины, подростки стояли у станков. Из ворот заводов ежедневно выходили танки и отправлялись на фронт. Не смотря на все трудности город жил вместе со всей страной и работал на победу.

Но кроме голода, пришли и другие бедствия. В ноябре ударили морозы, температура опустилась до 40 градусов по Цельсию. Замерзли водопровод и канализация. Взять воду для питья можно было только из Невы. Вскоре подошло к концу топливо. Перестали работать электростанции, в домах погас свет. К декабрю 1941 г. город оказался в ледяном плену, но люди не сдавались. Город боролся.

Единственной дорогой, по которой можно было доставить продовольствие, было Ладожское озеро. В ноябре озеро стало затягиваться льдом, и по нему пошли машины с грузом для осажденного города. Так начала действовать блокадная артерия Ленинграда, которую народ назвал «Дорогой жизни». Эту дорогу постоянно бомбила вражеская авиация. И помощь приходила в город ценою жизни людей.

Ученик читает стихотворение.

Я говорю с тобой под свист снарядов,
Угрюмым заревом озарена,
Я говорю с тобой из Ленинграда,
Страна моя, печальная страна…
Над Ленинградом смертная угроза…
Бессонны ночи, тяжек день любой,
Но мы забыли, что такое слёзы,
Что называлось страхом и мольбой.
Я говорю: нас, граждан Ленинграда
Не поколеблет грохот канонад!
И если завтра будут баррикады,
Мы не покинем этих баррикад!
И женщины с бойцами встанут рядом,
И дети нам патроны принесут,
И надо всеми нами зацветут
Старинные знамёна Петрограда!

Учитель: Об этих днях говорят безжалостные страницы документов, написаны книги, сняты фильмы. Но самое страшное – это свидетельства очевидцев, переживших блокаду.

Ученик читает стихотворение.

«Мужество» Анна Ахматова

Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки.

Учитель: Дневник Тани Савичевой. Девочка сама написала страшную летопись своей семьи. Ее последняя запись была «Осталась одна Таня». Хотя девочку эвакуировали спасти ее не удалось. Она умерла 1 июля 1944 г.

С первых дней были введены продовольственные карточки. По ним рабочие получали 250 г. хлеба в сутки, иждивенцы и дети до 12 лет по 125 грамм. В состав теста входили 50% дефектной ржаной муки, 10% соли, 10 % жмыха, 15% целлюлозы, 5 % древесных опилок.

Давайте посмотрим какой кусок хлеба получали взрослые и дети на весь день. У нас есть весы, давайте отрежем кусочек хлеба, который получали рабочие. Сколько грамм? А дети сколько получали?

(отрезать 3 куска хлеба и пустить по 3 рядам)

А этим блокадным хлебом мы покормим птиц (по завершении классного часа вместе выйти на улицу).

12 января 1943 года в 9 часов 30 минут началось наступление наших войск. 27 января 1944 года войска Ленинградского и Волховского фронтов прорвали оборону 18-й немецкой армии.

27 января 1944 года в 8 часов вечера над заостренном шпилем Адмиралтейства, над куполом Исаакиевского собора, вспыхнули снопы золотых искр – салют из 324 орудий, знаменующий собой конец блокады, освобождение Ленинграда. Прошел 871 день этой страшной блокады.

Ученик читает стихотворение.

Сзади Нарвские были ворота,
Впереди была только смерть.
Так советская шла пехота
Прямо в желтые жерла «Берт».
Вот о вас и напишут книжки:
«Жизнь свою за други своя»,
Незатейливые парнишки —
Ваньки, Васьки, Алешки, Гришки,—
Внуки, братики, сыновья!

На экране – ролик, посвященный блокаде Ленинграда – «Память».

Сценарий, посвященный 75-летию снятия блокады Ленинграда

Данный сценарий можно использовать на классном часе, в ходе недлели истории, для проведения патриотической работы. В сценарии рассказывается о блокаде Ленинграда, о боевых дествиях за этот город, о жизни людей в период блокады, подчеркивается самоотверженность и патриотизм советского народа.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий, посвященный 75-летию снятия блокады Ленинграда»

Сценарий, посвященный 75-летию снятия блокады Ленинграда

Ведущий 1:Прошло уже более 75 лет с того грозного 1941 года, когда ранним утром 22 июня фашистские полчища вероломно напали на нашу Родину. В январе 2019года будет отмечаться 75-летие со дня снятия блокады Ленинграда. Всем героическим защитникам Ленинграда, всем участникам прорыва и снятия блокады любимого города, всем пережившим страшную 900-дневную блокаду, всем ныне живущим и павшим смертью храбрых. Посвящается.

Ведущий 2: Страна цвела. Но враг из-за угла,

Свершил налет, пошел на нас войною.

В тот грозный час, стальною став стеною,

Вся молодежь оружие взяла,

Чтоб отстоять Отечество родное.

Ведущий 1: На границе родимой земли

Вихревые сирены завыли,

Встали мертвые рядом с живыми

И, обнявшись, в бессмертье ушли.

Ведущий 2:Осенью 1941 года фашисты предприняли не только наступление на Москву, но и рвались к Ленинграду.

Ленинград — один из красивейших городов мира. Прямые проспекты и улицы, красивые площади, ажурные мосты через Неву и многочисленные каналы. Причудливыми узорами на фоне неба вырисовывались Исаакиевский собор, Петропавловская крепость, шпиль Адмиралтейства, Эрмитаж. Здесь создавали свои творения Пушкин и Лермонтов, лились звуки музыки Глинки и Бородина.Богат Ленинград и революционными традициями.

Ведущий 1: Взятие Ленинграда представляло огромное значение для Гитлера. Он считал, что захватив Ленинград, Советский Союз будет непременно уничтожен. В сентябре 1941 года начались бои у стен города. В короткий срок Ленинград превратился в неприступную крепость.

Гитлер уготовил ужасную участь городу. Вот выдержка из секретной документации немецкого военно-морского штаба от 22 июня 1941 года:

«Фюрер решил стереть с лица земли город Ленинград…. После поражения Советской России нет никакого интереса для дальнейшего существования этого большого населенного пункта. Отдан приказ блокировать город и путем обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбежки с воздуха сравнять его с землей».

Ведущий 2:Фашистские войска охватили 200-км кольцом осады непокорный город. Началась блокада.

Видео про голод без звукае

Ведущий 1: Враг силой не мог нас осилить,

Нас голодом хочет он взять,

Отнять Ленинград у России,

И в плен ленинградцев забрать.

Ведущий 2: Да, мы не скроем – в эти дни

Мы ели клей, потом ремни,

Но, съев похлебку из ремня,

Вставал к станку упрямый мастер,

Читать еще:  Сценарий отцу на 70 лет

Чтобы точить орудий части,

Но он точил, пока рука

Могла производить движенья.

А если падал у станка –

Как падает солдат в сраженье.

Ведущий 1: А там, меж сугробов горбатых,

Где трудно и взрослым шагать,

На саночках узких ребята

Везут свою мертвую мать…

Ведущий 2:В первые дни блокады гитлеровцы разгромили продовольственные склады и перед городом встала угроза голода. На 12 сентября 1941 год запасов продовольствия было не более чем на 30 суток.

С 1 октября были введены нормы отпуска хлеба: 400 гр. — рабочим, 200 гр. остальным. С 13 ноября 1941 года: 300 гр. — рабочим, 150 гр. -остальным. Через неделю: 250 гр. — рабочим, 125 — остальным (самая низкая норма).

Ведущий 1: Смерть входила во все дома. Свыше 640 тысяч ленинградцев погибло от голода. В России многие знают историю 12-летней ленинградской девочки Тани Савичевой. Блокада отняла у девочки родных. В те же жуткие дни Таня сделала в записной книжке такие короткие трагические записки.

(слайд №7 «Дневник Тани Савичевой»)

Выходит София Феодор, читает дневник

«Женя умерла 28 дек. в 12.00 час. утра 1941 г.

Бабушка умерла 25 янв. в 3 ч. дня 1942 г.

Лека умер 17 марта в 5 час. утра 1942 г.

Дядя Вася умер в 13 апр. в 2 ч. ночи 1942 г.

Дядя Леша 10 мая в 4 ч. дня 1942 г.

Мама 13 мая в 7.30 час. утра 1942 г.

Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня»)

Я вспоминаю хлеб блокадных лет,

Который в детском доме нам давали.

Не из муки он был – из наших бед,

И что только в него тогда не клали!

Хлеб был с мякиною, макухой и ботвой,

С корой. Колючий так, что резал десна.

Тяжелый, горький – с хвоей, лебедой,

На праздник, очень редко – чистый просто.

Но самый сильный голод был, когда

Хлеб мы по два-три дня не получали.

Мы понимали, что война – это беда,

Но каждый день с надеждой хлеба ждали.

Не дни мы голодали, а года.

Хоть раз наесться досыта мечтали.

Кто видел, не забудет никогда,

Как с голоду детишки умирали.

Ведущий 1:Через несколько дней Таню взяли в детский дом. Потом эвакуировали. 1 июля 1944 года Таня тоже умерла…

Да, Ленинград остыл и обезлюдел,

И высятся пустые этажи,

Но мы умеем жить, хотим и будем,

Мы отстояли это право – жить!

Ведущий 2: Здесь трусов нет, здесь не должно быть робких,

И этот город тем непобедим,

Что мы за чечевичную похлебку

Достоинство свое не продадим.

Есть передышка – мы передохнем,

Нет передышки – снова будем драться

За город, пожираемый огнем…

Ведущий 1:За милый мир, за все, что было в нем,

За милый мир, за все, что будет в нем,

За город наш, испытанный огнем,

За право называться (все) ЛЕНИНГРАДЦЕМ!(уходят оба)

(слайд 11 — звезды)

Ведущий 2: В первый год тяжелой блокадной зимы работало 39 школ. Местом учебы стали и некоторые бомбоубежища жилых зданий. Даже в жутких условиях дети учились. Это был подвиг. Опасен и тяжел путь в школу. На улицах часто рвались снаряды. В помещениях стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках, рукавицах. Руки коченели, а мел выскальзывал из пальцев. Ученики шатались от голода. У всех была общая болезнь – дистрофия. Ученики умирали не только дома, на улице, по дороге в школу, но и прямо в классе.

Ведущий 1: Девочка руки протянула, уснула.

А оказалось – умерла…

Никто не проронил ни слова,

Лишь хрипло, сквозь метельный стон,

Учитель выдавил, что снова

Уроки после похорон…

Ведущий 2: Ольга Бергольц писала: «…сто двадцать пять блокадных грамм с огнем и кровью пополам…»

Несмотря на голод, холод, нечеловеческие условия, Ленинград не только жил, он давал фронту танки и самолеты. Промышленность города за 900 героических дней дала фронту более двух тысяч танков, полторы тысячи самолетов, сто пятьдесят тяжелых орудий, двенадцать тысячминометов и пулеметов, 10 миллионов снарядов и мин.

Ведущий 1: Требовались рабочие. На заводы и фабрики пришли мальчишки и девчонки. Многие из них становились на подставки, чтобы достать рычаги своих станков. Подростки-рабочие работали в невыносимых условиях. Голодные, они по 12-14 часов не выходили из промерзших цехов и вносили свой вклад в разгром врага.

Ведущий 2:В таких жестких условиях город жил и работал все 900 дней блокады.Фашисты окружили город по суше, но Ладожское озеро оставалось советским. Ставка Верховного главнокомандования предпринимала усилия, чтобы облегчит жизнь людей в блокадном Ленинграде. По воде и льду Ладожского озера проложили ленинградцы дорогу, соединившую город с Большой землей, не занятой врагом. Эта дорога названа ДОРОГОЙ ЖИЗНИ.

22 ноября 1941 года по еще неокрепшему льду пошли первые грузовики с мукой.

Ведущий 1: «Дорогой жизни» шел к нам хлеб,

«Дорогой жизни» многих к многим.

Еще не знают на земле

Страшней и радостней дороги.

Ведущий 2: Больше двух лет, днем и ночью, шли «Дорогой жизни» корабли и машины, спасая Ленинград от голодной смерти. Все, кто обслуживал ледовую трассу — водители, дорожники, связисты, зенитчики, регулировщики – работали в необычайно сложных условиях:в стужу, в буран, под непрерывными бомбежками и обстрелами.

Ведущий 1: О, да, иначе не могли

Ни те бойцы, ни те шоферы,

Когда грузовики вели

По озеру в голодный город.

Холодный ровный свет луны,

Снега сияют исступленно,

И со стеклянной вышины,

Врагу отчетливо видны

Внизу идущие колонны.

Ведущий 2: И было все на том году

Машина задняя осела

Шофер вскочил, шофер на льду.

Ну, так и есть, мотор заело.

Ремонт на пять минут – пустяк,

Поломка эта не угроза,

Да рук не разомкнуть никак:

Их на руле свело морозом.

Чуть разогнешь – опять сведет.

Ведущий 1: Стоять? А хлеб? Других дождаться?

А хлеб – две тонны?

Он спасет 16000 ленинградцев.

И вот в бензине руки он смочил,

Поджег их от мотора,

И быстро двинулся ремонт

В пылающих руках шофера.

Ведущий 2: Вперед! Как ноют волдыри,

Примерзли к варежкам ладони.

Но он доставит хлеб,

Пригонит к хлебопекарне до зари.

Шестнадцать тысяч матерей

Пайки получат на заре.

Сто двадцать пять блокадных грамм

С огнем и кровью пополам.

Ведущий 1: Вплоть до 23 апреля 1942 года по Ладожскому озеру непрерывно двигались автоколонны с продуктами, а обратно на Большую землю вывозили детей, раненых, истощенных людей. Сколько людей спасла эта дорога. Народ очень точно назвал ее «дорогой жизни».

Ведущий 2:Операцией по освобождению Ленинграда командовал выдающийся советский военачальник Георгий Константинович Жуков.

Одной из главных задач войск Ленинградского фронта зимой 1942-43 года был прорыв фронта противника вдоль побережья Ладожского озера. Наступление началось утром 12 января. В результате успешных действий бойцов Ленинградского и Волховского фронтов был освобожден участок побережья озера длиной 8-10 км. Так было разорвано кольцо блокады. Но окончательно блокада прорвана была только в январе 1944 года — через год.

Всему нашему народу было трудно во время войны. Но труднее всех было ленинградцам, на них выпали самые тяжкие испытания, но мужество их не покинуло.

Ведущий 1:Операция Ленинградского и Волховского фронтов продемонстрировалавозросшее военное искусство Красной Армии и ее командования. Впервые вистории современных войн здесь был осуществлен разгром противника,блокировавшего длительное время крупнейший город, ударом извне всочетании с мощным ударом из осажденного города. Наступление, проведенное потакому плану, было Ставкой всесторонне умело подготовлено и успешнозавершено.

За годы блокады от голода и холода погибло по разным данным от четырехсот пятидесяти тысяч до одного миллиона человек.

При обороне города легло на поле битвы более двух миллионов наших воинов.

Такова была цена нашей победы…

900 героических дней обороны Ленинграда навсегда сохранятся в памяти народа. За мужество и героизм, проявленные в войне городу присвоено звание «Город-герой».

22 декабря 1941 года была учреждена медаль «За оборону Ленинграда». Полтора миллиона ленинградцев были представлены к награде, из них пятнадцать тысяч двести сорок девятьдетей.

Кто в город не пустил врага,

Кто в смертной схватке одолел блокаду,-

Тому, как высший орден, дорога

Медаль «За оборону Ленинграда»

Ведущий 2: Ленинградцы выстояли и победили. 27 января 1944 года – день великого ликования ленинградцев, которого упорно ждали все его защитники 900 долгих дней и ночей. Радио объявило: «Город Ленинград освобожден от вражеской блокады!» Все выбежали на улицу, кричали: «Ура!»,- поздравляли друг друга. В честь выигранного сражения над Невой прогремели 24 залпа торжественного салюта.

Ведущий 1Такого дня не видел Ленинград!

Нет, радости подобной не бывало…

Казалось, что все небо грохотало,

Приветствуя великое начало

Весны, уже не знающей преград.

Гремел неумолкаемо салют

Из боевых прославленных орудий,

Смеялись, пели, обнимались люди…

Ведущий 2: Прошло 75 лет. Выросло не одно поколение, которое никогда не знало ужасов войны. Но подвиг, совершенный ленинградцами в годы блокады, навсегда останется в нашей памяти, в названиях улиц и площадей, в величественных и мемориальных комплексах…

(слайд №27 «Пискаревское кладбище»)

Ведущий 1:Священное место для каждого ленинградца – Пискаревское мемориальное кладбище. Здесь похоронены сотни тысяч защитников и жителей города, погибших в годы блокады. Скорбная тишина стоит над длинными холмами братских могил. Горит вечный огонь.

Ведущий 2:Ленинградец душой и родом,

Болен я сорок первым годом.

Пискаревка во мне живет.

Здесь лежит половина города

И не знает, что дождь идет…

Мы чашу горя выпили до дна.

Но враг не взял нас никаким измором,

И жизнью смерть была побеждена

И победили человек и город!

Неугасима память поколений

И память тех, кого так свято чтим,

Давайте, люди, встанем на мгновенье

И в скорби постоим и помолчим.

Внимание! Объявляется минута молчания в память о погибших в годы блокады. Прошу всех встать!

(метроном, минута молчания)

Ведущий 1: Опять война, опять блокада,-

А может нам о них забыть?

Я слышу иногда: «Не надо, не надо раны бередить.

Ведь это правда, что устали мы от рассказов о войне.

И о блокаде пролистали стихов достаточно вполне».

Я не напрасно беспокоюсь, чтоб не забылась та война:

Ведь эта память – наша совесть. Она как сила нам нужна!

Несмотря на пережитые страдания, наша Россия жива, русский дух не сломлен!

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector